ОАЭ – вторая по величине экономика Персидского залива и 29-я в мире.
ОАЭ занимают 16-е место в общем рейтинге Всемирного банка по благоприятности условий ведения бизнеса (2020 год), но первое место в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), 25-е место в мире в Докладе о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Сводка по Британской сети науки и инноваций: Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
Опубликовано 12 февраля 2025 г.
ОАЭ – это конституционная федерация семи эмиратов: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Фуджейра и Умм-эль-Кайвайн. Столица – Абу-Даби. Население ОАЭ составляет около 10 миллионов человек. Действующий президент ОАЭ, шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, избранный 14 мая 2022 года, является правителем Абу-Даби и верховным главнокомандующим вооружёнными силами ОАЭ. ВВП на душу населения составляет 67 981 доллар США (Отчёт об устойчивом развитии). ОАЭ – вторая по величине экономика Персидского залива и 29-я в мире.
ОАЭ занимают 16-е место в общем рейтинге Всемирного банка по благоприятности условий ведения бизнеса (2020 год), но первое место в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), 25-е место в мире в Докладе о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 год и являются связующим звеном с другими странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Общий объём ОПР (PDF, 698 КБ) Объединённых Арабских Эмиратов (около 1,9 млрд долларов США) увеличился в 2023 году, составив 0,37% валового национального дохода (ВНД), что вносит вклад в глобальные усилия по достижению Целей устойчивого развития.
1. Ландшафт науки и инноваций в ОАЭ
ОАЭ поставили перед собой цель и поставили перед собой задачу преобразования своей экономики, традиционно основанной на добыче нефти, в более диверсифицированную и устойчивую, важную роль в которой играют НИОКР, технологии, знания и инновации. Стратегия и план действий «Мы — ОАЭ 2031» позиционируют ОАЭ как глобальную силу в развивающихся секторах и отраслях будущего, ведущее направление исследований и разработок и привлекательный инкубатор для будущих новаторов и предпринимателей.
ОАЭ запустили несколько стратегий для экономики будущего:
- UAE Centennial 2071 — дорожная карта по увеличению инвестиций в ИИ, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные науки;
- Стратегия зеленого роста ОАЭ, направленная на достижение устойчивости в экономическом, социальном и экологическом секторах
- Стратегия ОАЭ для четвертой промышленной революции направлена на создание экономики, основанной на футуристических приложениях, объединяющих материальные, цифровые и биологические технологии.
ОАЭ развивают исследовательскую среду, обладающую мощной инфраструктурой, множеством академических институтов и большим количеством иностранных и отечественных исследователей. Это подтверждается недавней статистикой:
- ОАЭ — успешный центр высшего образования, где расположено одно из крупнейших в мире количество международных филиалов вузов (31 международный, в том числе 13 британских).
- ОАЭ лидируют среди арабских стран по уровню инноваций
- и университеты ОАЭ входят в число лучших в мире по версии рейтинга университетов Times Higher Education World University Rankings 2024
2. Сотрудничество Великобритании и ОАЭ в области науки и инноваций
Великобритания и ОАЭ имеют общую повестку дня во многих областях политического и практического сотрудничества, которая возникла в результате многолетнего взаимодействия еще до образования Объединенных Арабских Эмиратов.
Подробности читайте на нашей странице новостей о Великобритании и Объединенных Арабских Эмиратах .
В ОАЭ проживает около 130 000 граждан Великобритании. По мере того, как ОАЭ ускоряют переход к экономике знаний, не связанной с нефтью, ОАЭ и Великобритания, как государства и граждане, совместно работают над стимулированием своих экономик посредством различных инициатив. Великобритания и ОАЭ имеют давнюю историю тесного сотрудничества в сфере образования: в ОАЭ расположены филиалы восьми британских университетов, действуют 33 британские школы, аккредитованные COBIS , а более 8000 граждан ОАЭ в настоящее время обучаются в британских университетах.
Многие новые проекты сотрудничества в области науки и инноваций основаны либо на существующих отношениях, доверии и исторических партнёрствах, либо на межправительственных инициативах. Учитывая, что ОАЭ не являются страной, получающей ОПР, возможности финансирования необходимо искать у отдельных заинтересованных сторон из числа представителей промышленности, правительства или академических кругов. В связи с этим правительство Великобритании оказало некоторую финансовую поддержку для стимулирования двусторонней деятельности. SIN ОАЭ поддерживает реализацию Стратегии международных исследований и инноваций Великобритании , а также международные обязательства, такие как Парижское соглашение об изменении климата.
SIN UAE активно сотрудничает с перечисленными ниже ключевыми заинтересованными сторонами для продвижения двусторонних возможностей в 5 ключевых секторах:
- искусственный интеллект
- здравоохранение и науки о жизни
- устойчивое развитие и энергетический переход
- изменение климата и окружающая среда
- космос
2.1 Местные ключевые заинтересованные стороны
- Офис искусственного интеллекта, ОАЭ
- Министерство промышленности и передовых технологий ОАЭ
- Министерство по изменению климата и окружающей среде
- Агентство по охране окружающей среды Абу-Даби
- Фонд будущего Дубая
- Министерство здравоохранения и профилактики
- Департамент здравоохранения Абу-Даби
- Дубайское здравоохранение
- Университет Мохаммеда бин Рашида, Космическое агентство ОАЭ
- Космический центр МБР
- Университет Халифа
- Университет ОАЭ
- Университет искусственного интеллекта имени Мохамеда бин Заида
- Университет Заида
- Университет Абу-Даби
- Университеты Великобритании в Дубае (в основном Бирмингем, Хериот-Уотт и Манчестер)
- Научно-исследовательский и технологический инновационный парк Шарджи
- Американский университет Шарджи
- Нью-Йоркский университет в Абу-Даби
- Университет Хорфаккана
- Масдар-Сити
- Институт технологических инноваций
3. Контакты SIN Gulf
Электронная почта: SIN.Gulf@fco.gov.uk
Руководитель Британской сети науки и инноваций (Персидский залив): Ник Буше: Nicholas.Boucher@fco.gov.uk Тел.: +974 4496 2057; Моб.: +974 3375 9387
Атташе по науке и инновациям в ОАЭ: Лейла Бентли, Layla.Bentley@fcdo.gov.uk Мобильный: +971 (0) 52 568 3310
Специалист по науке и инновациям в ОАЭ: Наталья Аллан-Марчевска, natalia.allanmarczewska@fcdo.gov.uk Тел.: +971 (0) 56 682 2779

WikiVisa — ВикиВиза — VikiVisa
Глобальный центр ОАЭ — порты и аэропорты: «Если вы это построите, они придут»
Опубликовано 3 июля 2014 г.
0.1 Деталь
Аэропорты: сильный попутный ветер
Треть населения мира проживает в пределах четырёхчасового лёта от ОАЭ, а две трети — в пределах восьмичасового лёта. Именно поэтому в стране с населением 9,5 млн человек семь международных аэропортов. Ежегодно пассажиропоток и грузопоток Международного аэропорта Дубая (DXB) увеличивается на 10–15%, и, по прогнозам, к 2015 году он обгонит Хитроу и станет самым загруженным аэропортом мира. К 2019 году планируется достичь пропускной способности и обслужить 100 млн пассажиров. Пропускная способность DXB составляет 2,5 млн тонн груза, а в 2013 году было перевезено 2,4 млн тонн (рост на 6,8%).
Чтобы удовлетворить спрос на пассажирские и грузовые перевозки, эмират Дубай начал строительство Международного аэропорта Аль-Мактум (DWC). Несмотря на то, что аэропорт всё ещё находится на стадии строительства, он был открыт для грузовых перевозок в 2010 году (перевезя 210 000 тонн в 2013 году) и в прошлом году принял первые пассажирские рейсы. К 2050 году планируется достичь впечатляющих 220 миллионов пассажиров в год. Далее по шоссе шейха Заеда находится Международный аэропорт Абу-Даби (AUH), который обслуживает 40 международных и региональных авиакомпаний, выполняющих рейсы в 54 страны. AUH также расширяется, строя новый пассажирский терминал стоимостью в несколько миллиардов долларов, который будет в 1,5 раза больше Терминала 5 аэропорта Хитроу (открытие запланировано на 2017 год), обслуживая 30 миллионов пассажиров в год (текущая пропускная способность составляет 12 миллионов).
Порты: любой порт в проливе
По оценкам, 90% мировых товарных и сырьевых грузов перевозятся морем, что чрезвычайно прибыльно для четырех основных портов ОАЭ: портов Джебель-Али, Халифа и Рас-эль-Хайма (на побережье Персидского залива), а также порта Фуджейра, расположенного недалеко от Ормузского пролива. Зона свободной торговли Джебель-Али является крупнейшей в мире и связана с аэропортом DWC, что позволяет перегружать морские грузы на грузовые самолеты, таким образом, проходя только один набор таможенных формальностей. Сотни британских компаний являются резидентами этого объекта, включая Unilever (их крупнейшее предприятие по упаковке чая) и крупное предприятие Aggreko, поставщика электростанций. Порты Халифы и Рас-эль-Хаймы являются важными (и растущими) торговыми путями для этих конкретных Эмиратов. Первый из них и связанная с ним свободная зона имеют подстратегию с акцентом на тяжелую промышленность.
Однако порт Фуджейра даёт ОАЭ реальное стратегическое преимущество. Учитывая трубопроводы, идущие от нефтяных и газовых месторождений Абу-Даби до эмирата Фуджейра, порт Фуджейра в настоящее время является вторым по величине бункеровочным портом в мире (после Сингапура), ежедневно переваливая 700 000–800 000 баррелей нефти из Абу-Даби, и это при загрузке лишь половины его мощности. Значение этого порта возрастает, если движение через проливы по какой-либо причине будет затруднено.
На международном уровне приобретение P&O Ports компанией DP World, управляющей портами Дубая, сделало её третьим по величине оператором морских терминалов в мире. DP World потратила 1,5 миллиарда фунтов стерлингов на развитие London Gateway, стремясь сделать его самым загруженным контейнерным терминалом в Европе. В первом квартале 2014 года DP World обработала более 14 миллионов контейнеров по всему миру.
Что это означает для экономики ОАЭ?
За исключением нефти и газа, объём местного экспорта ОАЭ невелик. Расширение портов (и авиаперевозок) обусловлено стремлением использовать их стратегическое положение и создать современный Шёлковый путь для торговли между Востоком и Западом. Прогнозируется, что к 2030 году ОАЭ будут ежегодно увеличивать экспорт в Индию и Китай на 10%. Также растут объёмы торговли с Африкой (например, ОАЭ являются третьим по величине торговым партнёром Уганды). В 2013 году через ОАЭ было перевезено товаров, не связанных с нефтью, на сумму 250 млрд фунтов стерлингов, что составляет 200 млн тонн в год и 103 000 тонн в час. По мере сохранения спроса со стороны Азии и возможного ослабления санкций против Ирана, доля ОАЭ на рынке реэкспорта будет ещё больше расти.
Риски
Два ключевых риска могут поставить под угрозу статус ОАЭ как глобального транспортного узла: терроризм/региональная нестабильность и управление воздушным пространством. Ключевой элемент бренда ОАЭ — это безопасное место в неспокойном районе.
Что касается управления воздушным пространством, от 40% до 60% воздушного пространства стран ССЗ контролируется военными (в ОАЭ – 49%). В сочетании с общим ростом коммерческих авиаперевозок по всему Персидскому заливу, небо становится всё более перегруженным, что сказывается на эффективности работы авиакомпаний и аэропортов. Национальные системы воздушного движения Великобритании предлагают региону решение по управлению воздушным пространством, основанное на опыте внедрения системы УВД «Единое европейское небо» для управления европейским воздушным пространством. Это обеспечит плавный переход через национальные границы и между военными и гражданскими полётами, но требует регионального соглашения.
Что это означает для экономики Великобритании?
Экономически динамично развивающиеся ОАЭ с процветающими портами и аэропортами приносят нам пользу, особенно в сочетании с нашим опытом в аэрокосмической и судоходной сфере. По оценкам, доступная стоимость для британских компаний только через аэропорты превышает 9 миллиардов фунтов стерлингов. ОАЭ являются шестым по величине экспортным рынком Великобритании, отчасти благодаря реэкспорту в Азию. Необходимое расширение инфраструктуры также открывает огромные возможности для хорошо зарекомендовавших себя британских компаний.
0.2 Комментарий
Мы эффективно используем программы HVO и стратегического управления отношениями UKTI, чтобы гарантировать реализацию возможностей. Для правительства Его Величества задача состоит в том, чтобы стратегии и планы в области международной торговли учитывали роль ОАЭ как мирового центра, и чтобы мы были готовы использовать любые возможности, поддерживая выход британских компаний на рынок для создания и использования центра.
0.3 Отказ от ответственности
Целью Информационного(ых) бюллетеня(ов) Министерства иностранных дел и по делам Содружества (FCO) для бизнеса (далее – «Отчет»), подготовленного Министерством торговли и инвестиций Великобритании (UKTI), является предоставление информации и соответствующих комментариев, помогающих получателям сформировать собственное мнение о принятии деловых решений относительно инвестирования или ведения деятельности в конкретной стране. Содержание Отчета (на момент его подготовки) считалось достоверным, однако ни Министерство иностранных дел и по делам Содружества (FCO), ни Министерство бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (BIS) не делают и не дают никаких заявлений или гарантий, явных или подразумеваемых, относительно точности Отчета, его полноты или пригодности для какой-либо цели. В частности, никакая часть содержания Отчета не должна толковаться как совет или предложение о покупке или продаже ценных бумаг, товаров или любых других форм финансовых инструментов. UKTI, Министерство иностранных дел и BIS или BIS не несут ответственности за любые убытки или ущерб (будь то косвенные или иные), которые могут возникнуть в связи с Отчетом.

WikiVisa — ВикиВиза — VikiVisa