Речь Сары Карделл, генерального директора CMA, произнесенная на саммите BVCA 2025.
Использование конкуренции для привлечения инвестиций
Речь Сары Карделл, генерального директора CMA, произнесенная на саммите BVCA 2025.

Добрый день и спасибо, Майкл, за любезное приглашение выступить на сегодняшней конференции.
Год-два назад вы, возможно, удивились, увидев выступление главы Агентства по конкуренции и рынкам перед толпой инвесторов. Выражение его интересов даже слегка обеспокоило… Но, пожалуйста, не волнуйтесь: эта речь продиктована духом коллективного труда.
В течение последнего года CMA глубоко размышлял о том, как мы можем внести свой вклад в приоритетную задачу правительства по стимулированию экономического роста. Увеличение частных инвестиций жизненно важно не только для достижения экономических целей, но и потому, что это основа долгосрочной устойчивости и процветания страны.
Как и многие другие британские институты, CMA играет важную роль в стимулировании роста. Я рад поделиться с вами некоторыми идеями CMA в этом направлении, включая размышления о взаимосвязи между конкуренцией и инвестициями, а также о роли конкуренции в поддержке масштабирования. Но сначала несколько слов о том, как мы изменили свой подход к работе в ответ на эту приоритетную направленность на экономический рост.
Как CMA изменила наш подход к работе за последние 12 месяцев
Когда прошлой осенью я размышлял о том, как CMA могла бы активизировать свою деятельность и поддержать миссию роста , мне стало ясно, что мне необходимо широко и открыто взаимодействовать с деловыми кругами и инвесторами, чтобы понять ваш непосредственный опыт взаимодействия с CMA. Я очень ясно услышал два момента. Во-первых, верховенство закона, включая надёжность и независимость таких британских институтов, как CMA, является мощным фактором притяжения. Во-вторых, несмотря на это, то, как CMA осуществляет свою деятельность, и опыт взаимодействия с нами компаний, имеет огромное значение. Даже наше восприятие того, как мы думаем или действуем, может создать цепную реакцию, которая скажется на привлекательности Великобритании как места для инвестиций.
В ходе этих бесед было выявлено 4 ключевых аспекта, которые оказали наибольшее влияние на доверие бизнеса и инвесторов:
- шаг
- пропорциональность
- предсказуемость
- процесс – под которым я на самом деле подразумеваю взаимодействие с заинтересованными сторонами и сторонами
Так зародилась наша программа 4P — самое значительное преобразование в нашем подходе к работе с тех пор, как CMA открыла свои двери более десяти лет назад.
С января мы внедряем принципы «4P» во всех сферах нашей работы, открыто рассказывая об изменениях по мере их реализации. Как мы все знаем, броские аббревиатуры иногда являются признаком преобладания стиля над содержанием. Но не сомневайтесь в масштабе ощутимых изменений, которые приносит эта программа. Позвольте мне привести несколько примеров из областей, наиболее актуальных для этой аудитории.
Шаг
Мы знаем, что промедление сдерживает инвестиции и может привести к тому, что перспективные стартапы окажутся в затруднительном положении. Поэтому мы стремимся принимать правильные решения как можно скорее.
Например, при рассмотрении сделок слияния мы используем новые ключевые показатели эффективности (KPI), позволяющие сократить срок предварительного уведомления примерно с 70 до 40 рабочих дней, а также срок рассмотрения простых дел первой фазы — с 35 до 25 дней. Подавляющее большинство сделок фактически не вызывает опасений по поводу конкуренции, поэтому логично, что этот процесс должен быть максимально быстрым.
Помимо слияний, мы оптимизируем наш подход по всем направлениям — пересматриваем процессы, концентрируемся на ключевых вопросах как можно раньше и не поддаемся искушению позолотить свои позиции.
Пропорциональность
Мы знаем, что чрезмерные, чрезмерно обременительные вмешательства могут привести к неоправданным затратам и рискам, которые подавляют инвестиции и инновации.
Поэтому мы будем действовать соразмерно и минимизировать издержки везде, где это возможно. Например, перед запуском работы на новых рынках мы тщательно оцениваем потенциальные затраты для бизнеса, а также выгоды, которые это может принести. Срок действия наших распоряжений автоматически истекает по истечении фиксированного срока, если только нет веских оснований для их сохранения, и мы будем более активно удалять устаревшие средства правовой защиты.
Пропорциональность также подразумевает приоритетность вопросов, которые напрямую затрагивают британских потребителей и компании. Например, мы заявили, что с большей вероятностью будем отдавать приоритет расследованиям слияний, имеющих специфические последствия для Великобритании или требующих применения специфических для Великобритании мер правовой защиты, признавая, что в случае других глобальных сделок действия других органов власти могут разрешить проблемы Великобритании.
Предсказуемость
Мы знаем, что неопределенность может затормозить принятие решений и ослабить доверие бизнеса и инвесторов.
Например, когда речь идёт о проверке слияний, мы консультируемся по новым юрисдикционным рекомендациям, чтобы дать компаниям более точное представление о том, какие сделки мы можем расследовать. Кроме того, мы опубликовали дорожные карты для наших расследований в рамках нового режима конкуренции на цифровых рынках, определяющие поэтапные действия, которые мы можем предпринять после принятия официальных решений о включении в список.
Процесс
Под этим мы подразумеваем то, как мы взаимодействуем с заинтересованными сторонами как в рамках нашей официальной работы, так и за ее пределами.
Мы предлагаем более прямой контакт с ключевыми лицами, принимающими решения, и более целенаправленную работу с критически важными сообществами — два ярких примера — инвестиции и стартапы.
Новый Совет по росту и инвестициям, который будет основывать нашу работу на коммерческих реалиях бизнеса в Великобритании. Новые опросы заинтересованных сторон для сбора ценных отзывов и мнений.
CMA как никогда прежде привержена основополагающим принципам нашей роли – развитию конкуренции и защите потребителей в рамках независимого режима. Но я полон решимости сделать это таким образом, чтобы максимально увеличить наш вклад в рост и инвестиции. И первые отзывы свидетельствуют о том, что масштаб происходящих преобразований начинает положительно восприниматься теми, кто с нами взаимодействует.
Конкуренция и инвестиции
Теперь я хотел бы отойти от сути, какой бы важной она ни была, и обратиться к более тонкому вопросу: взаимосвязи между конкуренцией и инвестициями.
Обсуждение порой строится на бинарных позициях: либо более сильная конкуренция всегда стимулирует инвестиции, либо, наоборот, развитие конкуренции неизбежно сдерживает инвестиции крупнейших игроков. Реальность, конечно, сложнее. И это область, где доказательства и продуманный баланс действительно важны, если мы хотим в полной мере использовать инвестиции и силу конкуренции на благо Великобритании.
Вот почему в рамках Программы роста CMA наше подразделение микроэкономики завтра опубликует новый обзор литературы, в котором более глубоко исследуется взаимосвязь между конкуренцией и инвестициями.
Итак, что же говорят нам факты?
В целом, конкуренция влияет на инвестиции двумя основными способами: смягчая ограничения (в частности, улучшая доступ к финансированию) и формируя стимулы (например, стимулируя инновации). Однако многое зависит от того, на каком этапе жизненного цикла находится компания: ограничения наиболее важны на ранних этапах жизненного цикла, а стимулы становятся всё важнее по мере развития компании.
Для стартапов самым большим препятствием является доступ к финансированию. Конкуренция на финансовых рынках важна, поскольку она расширяет предложение средств, смягчая эти ограничения. И данные свидетельствуют о том, что это не случай убывающей доходности: новые проекты, получающие финансирование, часто оказываются столь же продуктивными, как и уже поддержанные. Стартапы также могут оказывать динамичное влияние на весь рынок: выходя на него и внедряя инновации, они усиливают давление на действующих игроков, побуждая их инвестировать в собственные инновации.
По мере роста компаний доступ к капиталу остаётся критически важным, но динамика меняется. Венчурный капитал — это жизненная сила масштабируемых компаний, и конкуренция между венчурными фондами (ВК) имеет большое значение. Нечёткое или чрезмерно обременительное регулирование может отпугивать инвесторов, снижая конкуренцию на рынке венчурного капитала. В условиях этого сократившегося рынка переговорная сила может перейти от основателей к инвесторам, ограничивая размер и количество жизнеспособных масштабируемых компаний. Это может способствовать тому, что относительная сила Великобритании в финансировании на ранних стадиях не всегда трансформируется в рост на поздних стадиях в масштабах, которые мы наблюдаем в США, наряду с такими проблемами, как готовность к риску и нехватка квалифицированных кадров.
Для более зрелых компаний акцент смещается с рынков капитала на конкуренцию на рынках ресурсов и продукции. Рыночная власть может искажать инвестиционные потоки, но её влияние на общий объём инвестиций, по-видимому, зависит от источника. Если рыночная власть отражает реальную эффективность, например, эффект масштаба, она может совпадать с ростом совокупных инвестиций. Но если она обусловлена антиконкурентным поведением, эффект, скорее всего, будет отрицательным. Рыночная власть также может приводить к нерациональному распределению ресурсов, блокируя ресурсы в менее производительных компаниях и снижая динамизм экономики.
Для компаний, стремящихся стать мировыми «суперзвёздами», важны два фактора: международное присутствие и инновации. Торговля может стимулировать инвестиции, но её влияние неоднозначно. Компании-экспортёры, как правило, инвестируют больше, однако влияние конкуренции со стороны импорта неоднозначно: в одних случаях она может стимулировать инновации, но в других — потенциально снижать маржу и сдерживать инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции также важны, но, опять же, это неоднозначная картина. Инвестиции в новые предприятия, как правило, увеличивают внутренние инвестиции и производительность. Что касается трансграничных поглощений, новые исследования указывают на рост инвестиций в инновации, но, возможно, преимущественно в стране покупателя, а не в стране назначения.
Что касается инноваций в более широком смысле, данные свидетельствуют о том, что более высокая конкуренция, как правило, стимулирует инновации, когда компании обладают рыночной властью, но ситуация различается в зависимости от сектора и типа инноваций. Более мелкие конкуренты часто инициируют прорывные разработки. Более крупные компании доминируют в расходах на НИОКР, но, как правило, сосредоточены на постепенных, а не радикальных улучшениях.
И наконец, хотя у меня нет времени подробно останавливаться на этом сегодня, в обзоре также рассматриваются последствия для инвестиций и конкуренции различных форм финансирования и выхода, включая частный капитал, слияния и публичный листинг.
Из нашего обзора ясно, что понимание сложности взаимосвязи между конкуренцией и инвестициями имеет важное значение для политиков, особенно в вопросах промышленной стратегии, которая использует инвестиции для формирования рынков. Для дальнейшего развития этого понимания CMA в настоящее время организует различные дискуссии в государственном и частном секторах, прежде чем опубликовать дополнительные материалы в следующем году.
Масштабирование
Позвольте мне перейти к моей последней теме — роли конкурентной политики в поддержке масштабирования производства в Великобритании, — которая является предметом отдельного дискуссионного документа, который мы также опубликуем завтра.
Как известно этой аудитории лучше, чем большинству других, масштабирование британских предприятий, особенно быстрорастущих «компаний-суперзвезд», имеющих потенциал стать мировыми лидерами, имеет решающее значение для нашего экономического будущего.
Успешное масштабирование компаний в Великобритании приводит к росту инноваций, созданию большего количества высокооплачиваемых рабочих мест, а также возможности сохранить и реализовать ценность, созданную британскими предпринимателями и основателями.
И когда эти компании развиваются в стратегически важных секторах, они укрепляют способность Великобритании реагировать на глобальные потрясения и сбои в цепочках поставок, укрепляя нашу устойчивость в неопределенном мире.
Аналогичным образом британские стартапы, которые впоследствии становятся компаниями мирового уровня, укрепляют наше влияние и автономию, особенно в секторах, где экономическая мощь пересекается с национальной безопасностью и внешней политикой.
Но мы знаем, что масштабирование — это сложно. И хотя в Великобритании развита экосистема стартапов, мы не всегда видим, как эти ранние обещания воплощаются в рост на более поздних этапах. Поэтому вопрос, который мы сейчас задаём: как конкуренция может помочь?
Мы сосредоточились на трех ключевых областях, уделив особое внимание приоритетным секторам в рамках Промышленной стратегии, так называемым IS-8.
Во-первых, преодоление отраслевых барьеров. Мы рассматриваем, как политика в области конкуренции может помочь устранить препятствия, затрудняющие масштабирование компаний.
Например, государственные закупки, ежегодно приносящие в казну 385 миллиардов фунтов стерлингов, могут стать мощным инструментом формирования рынков и поддержки масштабирования. Но мы часто слышим, что эти процессы могут быть удручающе медленными, не склонными к риску и перевешивающими в пользу действующих игроков. Поэтому мы задаёмся вопросом: где практика закупок сдерживает масштабирование? И как политика конкуренции может помочь открыть более динамичные и конкурентные рынки, особенно в таких критически важных секторах, как инфраструктура и оборона?
Регулирование — ещё один важнейший рычаг. Грамотное регулирование может создать определённость и стимулировать инновации. Но плохо продуманные правила могут укрепить позиции уже существующих игроков и отпугнуть новых.
Итак, нам интересно узнать, где регуляторное бремя может непропорционально сильно влиять на малые предприятия? И какие реформы могли бы помочь уравнять шансы, способствуя масштабированию в быстрорастущих секторах?
Во-вторых, помимо отраслевых вопросов, мы также изучаем межотраслевые «факторы развития», которые служат катализаторами масштабирования на нескольких рынках. Неудивительно, что чаще всего мы слышим о двух из них: доступе к данным и совместимости. Это мощные факторы развития, но зачастую в той или иной степени контролируемые действующими игроками, что создаёт препятствия для более мелких игроков.
Скорость распространения знаний и инноваций в экономике также может способствовать или препятствовать этому. Медленное внедрение технологий может тормозить масштабирование. Но там, где компании быстро адаптируются, инновационные масштабы могут расти экспоненциально. Поэтому примечательно, что Великобритания занимает высокие позиции в мире по уровню инноваций, но отстаёт по уровню распространения новых идей и технологий. Наше подразделение микроэкономики изучает, какую роль здесь может играть конкуренция.
В то же время мы просим:
- как можно улучшить доступ к государственным и частным данным для поддержки инноваций и роста?
- Каким может быть правильный баланс между открытым доступом и защитой частных инвестиций?
- Какие еще ключевые горизонтальные барьеры в настоящее время ограничивают масштабирование?
В настоящее время преодоление отраслевых барьеров и раскрытие подобных возможностей основано на общепризнанном принципе: политика в области конкуренции поддерживает и защищает рыночные условия, необходимые для динамизма и масштабирования. Однако существуют случаи, особенно в промышленной стратегии, когда взаимосвязь между политикой в области конкуренции и стремлением к масштабированию в стратегических отраслях становится более тонкой. Это наше третье направление деятельности.
Сотрудничество между компаниями — одна из таких областей. CMA всегда будет принимать решительные меры против антиконкурентного поведения, наносящего ущерб компаниям и потребителям. Но мы также признаем, что сотрудничество может способствовать масштабированию и раскрытию более широких экономических преимуществ, которые в одиночку могут быть недостижимы — от повышения производительности до прорывных инноваций.
Многие формы сотрудничества не вызывают опасений, особенно на менее концентрированных рынках. Но неопределенность относительно того, что допустимо, может удерживать компании от сотрудничества, особенно в случае масштабирования, которое часто не имеет юридической и нормативно-правовой инфраструктуры, которую крупные компании используют для управления регуляторными рисками. Именно поэтому мы предприняли шаги для обеспечения большей ясности в таких областях, как чистый нулевой уровень выбросов и высшее образование. И именно поэтому мы сейчас задаемся вопросом, в каких других областях, особенно в рамках IS-8, более четкая позиция CMA могла бы способствовать развитию выгодных партнерских отношений. Это может включать в себя общую инфраструктуру, совместные закупки и даже модели «наставник-протеже», которые помогают небольшим компаниям получать опыт от более опытных игроков.
Последняя тема, которую я затрону, — это слияния. Опять же, картина неоднозначна. Консолидация компаний (именно здесь и возникает большинство проблем с конкуренцией) теоретически может помочь компаниям достичь масштаба, необходимого для глобальной конкуренции. И этот масштаб может открыть преимущества для Великобритании: рост и инвестиции, повышение стратегической устойчивости, усиление глобального влияния.
Конечно, ни один из этих результатов не гарантирован. Слияние может привести к усилению компании, но ценность этого эффекта может быть реализована в Великобритании, а может и нет. Более крупные компании могут быть лучше подготовлены к преодолению потрясений и удовлетворению внутренних потребностей. Однако консолидация также может создавать системные риски и снижать стимулы к эффективности и инновациям. Масштаб может быть необходимым условием для глобальных суперзвезд. Но если консолидация ослабит внутреннюю конкуренцию, это может замедлить тот самый динамизм, который является движущей силой инноваций и производительности, а также потенциально привести к росту цен и ограничению выбора для потребителей в Великобритании.
Конкретные обстоятельства, вероятно, будут иметь значение в каждом сценарии, и политикам придется принимать во внимание существенные компромиссы.
Итак, мы спрашиваем:
- Как поглощения и слияния влияют на то, продолжат ли инновационные компании свое масштабирование в Великобритании или перейдут за границу?
- в то время как мы поощряем расширение масштабов деятельности Великобритании для повышения нашей внутренней устойчивости в критических областях, какие рыночные структуры принесут наилучшие результаты?
- Какую роль может играть внутренняя консолидация в поддержке масштабирования бизнеса в Великобритании с целью удержания стратегических позиций на мировых рынках, и как это следует рассматривать в рамках режима слияний в Великобритании?
Это непростые вопросы, и ответы на некоторые из них, вероятно, выходят за рамки компетенции CMA. Но они важны, и я надеюсь, что инвестиционное сообщество примет активное участие в их изучении в ближайшие месяцы.
Заключение
В заключение я хотел бы поблагодарить Майкла и BVCA за постоянное партнерство, в том числе в качестве членов Совета по росту и инвестициям CMA, которое помогает нам быть в курсе реального опыта предприятий по всей экономике Великобритании.
Надеюсь, вы усвоите сегодняшний урок: роль CMA и ценность конкурентной политики в целом заключаются не только в предотвращении ущерба. Речь идёт о создании возможностей для роста, конкуренции, повышения инновационности, устойчивости, стабильности и процветания Великобритании.
Вот почему мы меняем подход к работе — сокращаем нагрузку и укрепляем деловую уверенность.
Вот почему мы уделяем особое внимание секторам IS-8, которые имеют такое огромное стратегическое значение для Великобритании.
Вот почему мы непредвзято изучаем данные о взаимосвязи между конкуренцией, инвестициями и ростом, задавая непростые вопросы.
Именно поэтому мы налаживаем более глубокий и конструктивный диалог с сообществами, которые играют важнейшую роль в обеспечении будущего, которое мы все хотим видеть для Великобритании. Как и все вы в этом зале.
Речь идёт не об изменении нашей фундаментальной цели, а о её реализации таким образом, чтобы она способствовала раскрытию всего экономического потенциала Великобритании.