Речь министра иностранных дел: Дипломатия в цифровую эпоху
Речь министра иностранных дел: Дипломатия в цифровую эпоху
Министр иностранных дел Дэвид Лэмми выступил в Сингапуре с речью о дипломатии в цифровую эпоху.

Очень приятно быть здесь сегодня.
Как вы слышали, недавно я отметил двадцатипятилетие своего членства в парламенте, а на этой неделе – годовщину моего пребывания на посту министра иностранных дел. Мне очень приятно посетить вашу прекрасную страну после шестидесятилетия вашего государства.
Всякий раз, когда я приезжаю в Сингапур и в более широкий регион АСЕАН, меня поражает инновационный дух, креативность и оптимизм.
Шестьдесят лет назад премьер-министр Гарольд Вильсон говорил о «белом калении технологий», преобразующем британское общество и промышленность.
Сегодня весь мир радикально меняется под воздействием технологий, но нигде этот процесс не происходит так быстро и успешно, как здесь.
Мне особенно приятно находиться здесь после моей второй встречи министров иностранных дел стран АСЕАН в Малайзии.
В прошлом году в Лаосе я обещал воссоединить Великобританию с Индо-Тихоокеанским регионом, и этот процесс идет полным ходом.
Всего за год с небольшим я совершил пять визитов в десять стран региона. Не сомневаюсь, что за время моей работы их число увеличится.
Индо-Тихоокеанский регион важен для Великобритании. В течение следующего десятилетия АСЕАН станет самым быстрорастущим экономическим блоком мира. Ваши инвестиции в Великобританию, такие как строительство нового центра исследований и разработок малазийской компании SMD Semiconductor в Уэльсе, ваш рынок с 700 миллионами потребителей, играют важную роль в реализации наших амбициозных планов роста.
В течение прошлого года мы выполняли своё обещание сблизить наши экономики. Наше членство в CPTPP теперь ратифицировано, наше соглашение о свободной торговле с Индией теперь подписано, наши промышленные и торговые стратегии теперь опубликованы, что говорит о чрезвычайно амбициозном будущем Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе.
Но мы хотим пойти гораздо дальше. Мы работаем с АСЕАН над их энергосистемой и экономической устойчивостью.
Мы поддерживаем расширение, углубление КТПТП и начало диалога с торговыми блоками, такими как АСЕАН и ЕС.
Мы также изучаем другие соглашения, такие как более глубокое соглашение о свободной торговле с Южной Кореей или присоединение к Соглашению о цифровом экономическом партнерстве, соучредителем которого является Сингапур.
Сегодняшняя «цифровая торговля» завтра станет просто «торговлей», и Великобритания стремится сделать ее быстрее, дешевле и проще.
Как вы в Сингапуре хорошо знаете, этот регион является средоточием глобальной безопасности.
Страны-партнеры, такие как Великобритания, должны выступать за открытую, стабильную и основанную на правилах международную систему, поскольку безопасность нашего региона и безопасность вашего региона неразрывно связаны.
Незаконное вторжение России на Украину вызвало нестабильность на рынках Азии.
Любой серьезный сбой в цепочке поставок в Азии может привести к росту цен в Великобритании.
Если мы и усвоили один урок за последнее десятилетие, так это то, что экономическая безопасность не признает границ.
Именно поэтому новая Стратегия национальной безопасности Великобритании вновь подтвердила приверженность видению свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.
Недавно наша авианосная ударная группа прошла через ваши воды — в развертывании участвовали еще двенадцать стран.
Мы углубляем наши многочисленные региональные партнерства в области безопасности, включая AUKUS и Соглашение о пяти оборонительных мерах.
Как мы слышали, корабль Его Величества «Принц Уэльский» примет участие в учениях «Берсама Лима» в сентябре, и председатель Малайзии любезно пригласил меня на Региональный форум АСЕАН буквально вчера, где я подчеркнул поддержку Британией центральной роли АСЕАН и нашего крепнущего сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и незаконным финансированием.
В Сингапуре на протяжении поколений вы доказывали, что успех определяется не размером, а стратегической ясностью. Это касается технологий больше, чем любой другой сферы.
Сингапур продемонстрировал, что возможно, когда цифровые инновации сочетаются с долгосрочным мышлением и национальными целями.
Еще в 1981 году, когда большинство из нас еще не знали, что такое компьютер, ваши лидеры создали Национальный комитет по компьютеризации.
В 2014 году премьер-министр Ли Сянь Лун запустил общеправительственную инициативу «Умная нация». Затем, в 2019 году, Тео Чи Хин представил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта.
Каждый раз ваши лидеры были впереди. Каждый раз это был более масштабный урок.
Сингапур не добился бы успеха, вливая деньги в частный сектор и надеясь на лучшее.
Вместо этого вы создали серьезный общественный потенциал, такой как SingPass, благодаря глубоким техническим знаниям и опыту правительства и инвестициям в такие области, как вычислительная инфраструктура и инфраструктура данных.
Начиная эту работу, я говорил, что Великобритании нужно больше слушать и меньше читать нотации. Значительную часть моей поездки на этой неделе я посвятил тому, чтобы слушать и, надеюсь, извлекать уроки о том, как мы можем реализовать такую же долгосрочную стратегию, охватывающую технологии.
Это видение должно включать особое внимание к взаимодействию ИИ и дипломатии.
По крайней мере, по моему опыту, этот вопрос пока не является основным предметом обсуждений на уровне министерств и министров иностранных дел.
Но я считаю, что если мы не поднимем голову над круговертью кризисов и саммитов и не изучим долгосрочные тенденции, меняющие наш мир, то мы сваримся, как пресловутая лягушка.
ИИ — это не просто следующая ступенька технологической лестницы. Он произведёт смену парадигмы распределения и использования власти.
Это изменит то, как государства оказывают влияние, как возникают угрозы и как мы защищаемся. Таким образом, это изменит и то, как ведётся дипломатия.
Как заявил премьер-министр Вонг ранее в этом году: «Некогда бурная волна глобального сотрудничества, определявшая последние десятилетия, уступает место растущей конкуренции и недоверию. В результате мир становится всё более раздробленным и беспорядочным».
Существует множество свидетельств того, что появляющиеся технологии ускоряют ухудшение как внутренних, так и международных норм.
ИИ находится на острие гибридных угроз, таких как дезинформация. Ответственным государствам недостаточно жаловаться на безрассудное поведение других.
Если мы не будем инвестировать в получение технологического преимущества, наше влияние неизбежно снизится.
Поэтому сегодня я хочу изложить более обнадеживающее видение суверенной внешней политики с использованием искусственного интеллекта.
Я горжусь ролью, которую британская дипломатия сыграла на Саммите по безопасности ИИ в Блетчли, созданием Института безопасности ИИ, нашими планами по созданию новой контргибридной целевой группы в FCDO, которая подготовит нас к этой новой эпохе.
Мы также рады видеть нашу работу с Сингапуром в таких областях, как ответственное применение ИИ в военной сфере и с АСЕАН по использованию ИИ в целях развития.
Однако между Великобританией и ее партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами практически не было обсуждений того, как использовать ИИ и передовые технологии для повышения эффективности нашей дипломатии.
На посту министра иностранных дел я полон решимости устранить этот пробел, поставив искусственный интеллект в центр политического аппарата FCDO.
Как и в большинстве министерств иностранных дел, многие практики Министерства иностранных дел мало изменились за последние полвека. Однако старые механизмы управления – брифинги, меморандумы, длительные дебаты по проектам – слишком медленны и громоздки для темпов современной государственной политики.
В эпоху постоянно растущих скоростей и сложности нам нужны соответствующие инструменты.
Позвольте мне прояснить: ИИ, очевидно, не решит вопросы внешней политики.
Это не устранит риск и не устранит необходимость в тщательном человеческом суждении и способности людей выстраивать доверительные отношения, как я это делал с партнерами из АСЕАН на этой неделе.
Дипломатия в 2025 году нуждается в машинной скорости и человеческом подходе. Это поможет нам принимать более взвешенные решения в условиях растущей неопределённости.
Это может улучшить нашу способность обнаруживать ранние сигналы кризиса, моделировать вероятные последствия выбора политики и реагировать быстро и уверенно.
Представьте себе на мгновение подразделение, управляемое искусственным интеллектом, в самом сердце министерства иностранных дел. Оно могло бы катализировать модели перемещения войск, энергетических потоков и онлайн-нарративов, моделировать, как дипломатический кризис в одной части света повлияет на другие регионы, мобилизовать нашу реакцию на кризис, атакуя нашу собственную политику раньше других. Или сигнализировать о новых рисках, которые аналитики-люди могут пропустить, особенно когда они возникают в серых зонах, облюбованных противниками…
Эти возможности — не научная фантастика. Они уже применяются.
Проекты DARPA и KAIROS в США уже моделируют сложные политические события и прогнозируют эскалацию конфликтов.
Эстонский центр STRATCOM использует системы на базе искусственного интеллекта для обнаружения кампаний по дезинформации в режиме реального времени.
Конечно, Министерство торговли и промышленности Сингапура использует прогностическую аналитику для выявления рисков для важнейших цепочек поставок.
Вопрос не в том, будет ли ИИ формировать внешнюю политику. Вопрос в том, кто будет её формировать и как.
Правительство инвестирует 290 миллионов фунтов стерлингов в реформирование Министерства иностранных дел Великобритании, помогая оснастить наши команды возможностями и технологиями, которых требует современная эпоха.
Однако за пределами США и Китая ни одна страна не обладает масштабами, позволяющими самостоятельно обеспечить все необходимые нам возможности.
Поэтому сегодня я призываю к большему сотрудничеству, большей дипломатии ИИ в рамках общих ценностей.
Я хочу, чтобы такие партнеры, как Великобритания и Сингапур, согласовали стандарты, поделились инструментами и разработали модели, отражающие наши общие принципы.
Глубокое двустороннее партнёрство будет лежать в основе подхода Великобритании. Для нас наши особые отношения с Соединёнными Штатами останутся основополагающими, в частности, благодаря нашим глубоким связям в сфере безопасности.
С Европейским союзом мы можем осуществлять сотрудничество в области ИИ через призму внешней политики и безопасности, а не только регулирования, и я буду обсуждать это с Кайей Каллас в рамках нашего недавно согласованного Партнерства в области безопасности и обороны.
В рамках «Инициативы по безопасности технологий», согласованной нами в прошлом году с Индией, мы будем более целенаправленно сотрудничать в области критически важных и новых технологий.
Я надеюсь, что вместе с другими партнерами из Индо-Тихоокеанского региона мы сможем развивать такие инициативы, как Саммит по инновациям в области ИИ в Великобритании и АСЕАН, который состоится позднее в этом году, и расширить сотрудничество в области внешней политики с применением ИИ.
Я сказал, что в Сингапуре вы продемонстрировали силу долгосрочного мышления. Важность долгосрочного видения, и я надеюсь, что мы сможем применить тот же подход к преодолению разобщённости между внешней политикой и технологиями.
Мы живём в изменчивом мире. Технологии меняют наше общество, делая власть более рассредоточенной.
Таким странам, как Великобритания и Сингапур, необходимо вооружиться инструментами, которые позволят им ориентироваться в этих изменениях, а это означает объединение ИИ и дипломатии, сосредоточение внимания на долгосрочной перспективе изменений и удвоение усилий в защиту наших общих интересов.
Спасибо.