Помочь вам защищать, управлять и обеспечивать соблюдение ваших прав интеллектуальной собственности (ИС) в Индонезии.
Обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности в Индонезии
Помочь вам защищать, управлять и обеспечивать соблюдение ваших прав интеллектуальной собственности (ИС) в Индонезии.
1. Введение
Правоприменение в сфере интеллектуальной собственности (ИС) остаётся проблемой для бизнеса в Индонезии. Недостаток информации о правоприменении в сфере ИС и, как следствие, отсутствие прозрачности являются препятствием для иностранных инвесторов. Данное руководство по правоприменению в сфере ИС в Индонезии разработано для компаний, работающих в Индонезии или планирующих выход на её территорию. Его цель – предоставить иностранным компаниям представление о том, как функционирует система правоприменения в сфере ИС в Индонезии. Оно содержит подробную информацию о законах и нормативных актах, а также о процедурах правоприменения в сфере ИС в Индонезии. В нём используется определение правоприменения, соответствующее Соглашению Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ( ТРИПС ).
Это означает, что основное внимание уделяется процедурам защиты прав на товарные знаки и авторские права, что в общем смысле означает подделку товарных знаков и пиратство в сфере авторских прав. Для решения этих двух проблем чаще всего используются системы уголовного, административного, включая таможенные, а также гражданские суды. Существуют и другие формы прав интеллектуальной собственности (например, патенты, промышленные образцы), но их защита, как правило, ограничена или применима исключительно к гражданским судам.
Руководство актуально по состоянию на 30 апреля 2020 года. Руководство носит исключительно информационный характер, поэтому пользователям данного Руководства следует обратиться за юридической консультацией к местному юристу по конкретным делам в области интеллектуальной собственности .
2. Обзор правовой и интеллектуальной системы Индонезии
Предприятиям, включая иностранных инвесторов, необходимо взаимодействовать с правовыми системами по многим причинам. Иностранным компаниям особенно сложно взаимодействовать со сложными, незнакомыми им правовыми системами. Поэтому необходимы более простые судебные процедуры, эффективные системы правоприменения и понятные и действенные средства правовой защиты. Защита прав интеллектуальной собственности — особенно сложная и технически сложная область. Обычно она требует сочетания мер гражданско-правового характера (например, для возмещения ущерба), уголовного судопроизводства (например, для пресечения контрафакции) и административного воздействия (например, таможенных и пограничных систем защиты прав интеллектуальной собственности ).
В первую очередь права интеллектуальной собственности должны быть признаны и защищены. Обычно это означает регистрацию товарных знаков, промышленных образцов и патентов в государственном ведомстве по правам интеллектуальной собственности или обеспечение защиты незарегистрированных прав, таких как авторские права и коммерческая тайна, в соответствии с международными договорами. В Индонезии для этого существуют относительно хорошо налаженные системы. Но простая регистрация прав интеллектуальной собственности не является целью бизнеса. Важно то, как компании могут использовать свою интеллектуальную собственность в коммерческих целях, а также то, предоставляет ли страна систему защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности и насколько она эффективна.
Системы защиты прав интеллектуальной собственности являются частью правовой системы страны. Поэтому иностранным компаниям необходимо понимать силу и независимость правовой системы страны, прежде чем оценивать эффективность процедур защиты прав интеллектуальной собственности .
Правовая система Индонезии основана на традиционном/обычном/адатном праве, исламском праве (шариате) и голландском колониальном праве (конституционной системе), а затем, после обретения независимости, на них были наложены дополнительные законы. Это создало сложную и многоукладную правовую систему. С тех пор был проведён ряд реформ для повышения качества правовой системы. Правительство постоянно сталкивается с проблемой модернизации правовой системы.
Индонезия — страна гражданского права, основанная на Конституции. Это означает, что все законы принимаются парламентом; общего права нет. Правительство и министерства могут издавать постановления, а нижестоящим регулирующим нормативным актом являются подзаконные акты. Верховный суд является высшей судебной инстанцией, превосходящей по юрисдикции высокие суды и окружные суды. Существует ряд специализированных судов, таких как коммерческие суды, которые рассматривают дела о банкротстве и дела в области интеллектуальной собственности . Индонезийские суды используют несостязательную систему, при которой судьи играют активную роль в рассмотрении дел.
Для решения юридических вопросов могут быть привлечены юристы или адвокаты, а юридическая профессия регулируется Законом об адвокатуре и ассоциацией адвокатов под названием Perhimpunan Advokat Indonesia (PERADI).
Индонезия, как и многие развивающиеся страны, сталкивается с различными проблемами в своей правовой системе. В рейтинге верховенства права World Justice Project 2020 Индонезия занимает 59-е место из 128. К областям, наиболее уязвимым с точки зрения правовой системы Индонезии, относятся система гражданского правосудия, система уголовного правосудия и коррупция. В рейтинге легкости ведения бизнеса Группы Всемирного банка Индонезия занимает 73-е место из 190, а правовые проблемы являются одной из самых больших проблем. Transparency International поместила Индонезию на 85-е место из 180 в своем индексе восприятия коррупции за 2019 год. В отчете отмечается, что, несмотря на очень небольшое улучшение рейтинга Индонезии, страна по-прежнему испытывает трудности в борьбе с коррупцией. Организация сообщила о коррупции во всех ветвях власти, включая интеллектуальную собственность и правовую систему.
IP -система
Интеллектуальная собственность — это техническая область права. Хотя многие юристы общей практики занимаются этим правом, во многих странах существует отдельная профессия в этой области . В Индонезии консультанты по интеллектуальной собственности — это юристы, которые консультируют и регистрируют права интеллектуальной собственности . Индонезийская ассоциация интеллектуальной собственности — отраслевая ассоциация юристов в области интеллектуальной собственности в Индонезии.
IP -системы можно разделить на три компонента:
- Система регистрации и защиты. Речь идёт о системе регистрации, которой управляет Генеральный директорат интеллектуальной собственности ( DGIP ), подразделение Министерства юстиции и прав человека. В DGIP можно регистрировать товарные знаки, промышленные образцы и патенты, а также существует добровольная система регистрации авторских прав. DGIP также выполняет различные политические функции.
- Коммерциализация интеллектуальной собственности . Обычно это означает договоры, связанные с интеллектуальной собственностью , такие как лицензии, уступки и другие коммерческие соглашения, связанные с интеллектуальной собственностью.
- принуждение через гражданские и уголовные суды, а также административные пути
Роль DGIP , как правило, заключается в управлении системами регистрации, но также выполняет функции обеспечения соблюдения законодательства. Однако его роль в отношениях с судами ограничена.
Помимо технической природы интеллектуальной собственности , вопросы, возникающие при регистрации и защите прав интеллектуальной собственности , использовании активов интеллектуальной собственности в рамках контрактов, а также обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности , делают эту область сложной для новичков. Как правило, внешние юристы по интеллектуальной собственности оказывают компаниям помощь по всем вопросам. Многие крупные корпорации имеют штатных юристов, специализирующихся на интеллектуальной собственности .
В последние годы система интеллектуальной собственности Индонезии претерпела ряд усовершенствований. Основной причиной этого стало внесение поправок в законодательство об интеллектуальной собственности . Права интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами, охватывающими товарные знаки, промышленные образцы, патенты, авторское право, коммерческую тайну и так далее.
В Докладе Европейской комиссии о защите и обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности в третьих странах за 2020 год Индонезия указана как страна с приоритетом 2. Это связано с такими проблемами в области защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности , как высокий уровень подделки товарных знаков и пиратства в сфере авторского права, отсутствие таможенной защиты прав интеллектуальной собственности , слабость системы гражданского судопроизводства и отсутствие специализированных подразделений по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности в уголовном порядке. Индонезия остаётся в списке приоритетного наблюдения правительства США в соответствии со Специальным докладом 301 Торгового представителя США за 2020 год . Основные проблемы, связанные с режимом интеллектуальной собственности Индонезии (товарные знаки и авторское право), включали:
- отсутствие эффективной защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности , включая недостаточную координацию действий по обеспечению соблюдения прав между агентствами
- широко распространенное пиратство авторских прав и подделка товарных знаков
- отсутствие координации в усилиях по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности
- недостаточные санкции сдерживающего уровня за нарушение прав интеллектуальной собственности на физических и онлайн-рынках
Большая часть контрафактной продукции импортируется в Индонезию из Китая , но существует и значительная доля подделок местного производства. Исследование, проведённое в Индонезии в 2014 году по заказу местной антиконтрафактной группы MIAP (Индонезийское общество по борьбе с контрафактом) Университету LPEM в Индонезии, показало, что ущерб от нарушения прав интеллектуальной собственности в Индонезии составил 65,09 трлн индонезийских рупий (5 млрд долларов США), особенно в пяти отраслях, включая моду, кулинарию, фармацевтику, косметику и программное обеспечение.
Законы и правила в области интеллектуальной собственности – соответствие Соглашению ТРИПС ВТО
Соглашение ВТО по ТРИПС действует с 1995 года и представляет собой всеобъемлющее многостороннее соглашение по правам интеллектуальной собственности . Соглашение ТРИПС установило минимальные мировые стандарты защиты и обеспечения соблюдения практически всех форм прав интеллектуальной собственности . Соглашение обязывает всех членов ВТО , за редкими исключениями, привести свое законодательство в соответствие с минимальными стандартами защиты прав интеллектуальной собственности . Кроме того, Соглашение ТРИПС также ввело подробные обязательства по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности .
Индонезия подписала Соглашение ТРИПС в 1996 году, а четыре года спустя, в 2000 году, большинство её законов в области интеллектуальной собственности , хотя и не все, были изменены в соответствии с Соглашением ВТО по ТРИПС . По мере выявления оставшихся пробелов предлагались дальнейшие поправки в законодательство, и в период с 2014 по 2018 год в него были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения отразились в улучшении рейтинга Индонезии в Международном индексе интеллектуальной собственности Торговой палаты США с 9,64 в 2017 году до 12,87 в 2019 году и 15,12 в 2020 году, что позволило ей занять 46-е место в Международном индексе интеллектуальной собственности Торговой палаты США .
Ряд двусторонних переговоров включают дальнейшие предложения по реформам в области прав интеллектуальной собственности . Переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕС и Индонезией начались в июле 2016 года и включают в себя обширную главу, посвященную правам интеллектуальной собственности .
Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП), в рамках которого все члены АСЕАН будут выступать за дальнейшие реформы в области прав интеллектуальной собственности . План действий АСЕАН в области прав интеллектуальной собственности на 2016–2025 годы содержит собственные планы региональной группы по гармонизации прав интеллектуальной собственности и включает отдельную главу, посвященную обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности .
Реформа правоприменения в области интеллектуальной собственности
Законы об интеллектуальной собственности в Индонезии были изменены за последнее десятилетие. Правительство признало недостатки системы уголовного преследования за нарушение прав интеллектуальной собственности в 2011 году, когда завершило создание второго пути расследования и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности , создав группу PPNS (Управление по расследованию в отношении государственной службы) Управления интеллектуальной собственности в качестве альтернативы полиции. Группа PPNS призвана стать более удобной альтернативой полиции для подачи уголовных заявлений, чем полиция. Владельцы интеллектуальной собственности могут связаться с ними напрямую по вопросам обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности , не имея детального знания юридических процедур. Все чаще споры в области интеллектуальной собственности рассматриваются в гражданских судах , их число превышает 50 в год. В 2018 году была создана новая таможенная система, позволяющая перехватывать контрафактную и пиратскую продукцию на границе, хотя это недоступно для иностранных владельцев интеллектуальной собственности без дочерних компаний в Индонезии.
3. Руководство по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности
3.1 Система защиты прав интеллектуальной собственности и режим ТРИПС ВТО
Индонезия является страной гражданского права, поэтому все правила и процедуры защиты прав интеллектуальной собственности закреплены в писаных законах . Будучи членом ВТО по Соглашению ТРИПС , Индонезия обязуется принимать меры по обеспечению защиты прав. К ним относятся:
- гражданские средства правовой защиты, включая судебные процедуры, правила доказывания, запреты, возмещение убытков, другие средства правовой защиты, информацию для правообладателя и право на возмещение ущерба ответчикам, а также временные меры (предварительные запреты и постановления о проведении обыска и выемки);
- уголовные меры, по крайней мере, за умышленную подделку товарных знаков или пиратство авторских прав в коммерческих масштабах
- приостановление выпуска таможенными органами
Комментарий: Соглашение ТРИПС охватывает многие формы прав интеллектуальной собственности ; однако наиболее часто используемые процедуры защиты прав интеллектуальной собственности касаются товарных знаков и авторских прав. Незаконные действия, охватываемые процедурами защиты прав на товарные знаки и авторские права, обычно называются контрафакцией и пиратством соответственно. Процедуры защиты прав на товарные знаки и авторские права обычно включают уголовные, гражданские, таможенные и административные средства правовой защиты.
3.2 Защита товарных знаков и авторских прав
В соответствии с Законом № 20 от 2016 года (Закон о товарных знаках) товарные знаки должны быть зарегистрированы в Генеральном директорате интеллектуальной собственности ( DGIP ) для получения защиты. Незарегистрированные товарные знаки не защищены. В соответствии с Мадридским протоколом Индонезия принимает заявки на регистрацию товарных знаков в рамках международной системы регистрации.
Авторское право защищает широкий спектр творческих работ в соответствии с Законом об авторском праве № 28 от 2014 года (Закон об авторском праве). Он предоставляет исключительное экономическое право на осуществление и контроль этой деятельности в отношении произведений автора или владельца, а также личные неимущественные права. Авторское право защищается с момента создания произведения. В DGIP существует система добровольного учета некоторых авторских прав , но это не дает никаких правовых преимуществ для обеспечения соблюдения прав. Наличие всех утвержденных данных об авторских правах и их перевод на местный язык (бахаса) может быть полезным на практике.
Комментарий: Закон о товарных знаках в настоящее время в значительной степени соответствует Соглашению ТРИПС . Однако в его применении сохраняется ряд проблем. К ним относятся признание общеизвестных знаков, медленное рассмотрение заявок (есть задержка в DGIP ), предотвращение недобросовестных сквоттеров товарных знаков и принятие эффективных мер по обеспечению соблюдения прав.
Закон об авторском праве в целом соответствует Соглашению ТРИПС . В контексте экономического развития Индонезии жалоб на него немного. Большинство жалоб со стороны представителей зарубежной креативной индустрии связаны с практической реализацией и обеспечением соблюдения. Существуют возможности для модернизации закона об авторском праве, особенно в цифровом пространстве. Индонезия намерена развивать эту область, чтобы улучшения могли привести к новым экономическим выгодам в креативном секторе.
3.3 Уголовное правоприменение в сфере интеллектуальной собственности
Нарушения прав на товарные знаки и авторские права являются преступлениями, основанными на жалобах. Это означает, что владелец интеллектуальной собственности должен подать официальную жалобу в полицию, прежде чем будут приняты какие-либо меры. Преступления в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются в уголовных судах либо путем подачи заявления в полицию, либо через следственную группу PPNS Ведомства по интеллектуальной собственности . В обоих случаях они могут вызвать в суд, провести расследование и собрать доказательства (а в случае полиции – арестовать); однако в каждом случае дело должно быть передано прокурору, который затем принимает решение о возбуждении уголовного дела.
Комментарий: Несмотря на то, что полиция успешно проводит рейды по уголовным делам, на практике уголовное преследование зачастую затруднено из-за различных факторов, таких как непрозрачность полицейских процедур. Поэтому лишь немногие дела доходят до стадии судебного преследования. Большинство дел прекращаются после стадии расследования по разным причинам, включая нехватку ресурсов, зацикленность на технических деталях и коррупцию. Преступления в сфере интеллектуальной собственности , как и многие коммерческие преступления, не являются приоритетными для правительства.
3.3.1 Преступные деяния, определенные в Законе о товарных знаках
Нарушение прав на товарный знак происходит, когда нарушитель совершает любое из действий, указанных в статьях 100 и 102 Закона о товарных знаках. К ним в широком смысле относятся использование товарного знака, нарушающего права интеллектуальной собственности, и продажа товаров под товарным знаком, нарушающим права интеллектуальной собственности.
- Статья 100 (1): незаконное использование товарных знаков, идентичных (сходных в целом) с зарегистрированными товарными знаками других лиц для товаров того же рода
- Статья 100 (2): незаконное использование товарных знаков, сходных (в принципе) с зарегистрированными товарными знаками других лиц для товаров того же рода
- Статья 100 (3): нарушитель, чьи товары могут представлять угрозу здоровью человека, окружающей среде и/или стать причиной смерти людей
- Статья 102: торговля товарами, которые заведомо или обоснованно подозреваются как контрафактные
3.3.2 Уголовное судопроизводство по нарушению прав на товарный знак
Статья 103 гласит, что уголовные преступления, перечисленные в статьях 100–102, являются правонарушениями, подлежащими рассмотрению по жалобе. Владельцы товарных знаков обязаны подать жалобу до принятия каких-либо мер по пресечению нарушения. Уголовные дела, связанные с товарными знаками, могут быть поданы в полицию или в Управление расследований в отношении государственной службы (PPNS) Главного управления по защите прав потребителей ( DGIP ). Владельцы товарных знаков также имеют возможность использовать альтернативные механизмы разрешения споров, такие как медиация, переговоры и примирительная процедура, прежде чем принять решение о переходе к стадии судебного преследования.
3.3.2.1 Полиция и ППНС
Статья 1 (1) и статья 6 Уголовно-процессуального кодекса определяют следователя как должностное лицо Национальной полиции или ППНС, которому законом предоставлены специальные полномочия по проведению расследования.
Статья 99 наделяет следователей Национальной полиции и Национальной службы национальной безопасности полномочиями расследовать уголовные преступления, связанные с нарушением прав на товарные знаки. Следователи имеют право:
- провести проверку точности сообщения или информации в отношении преступных деяний;
- проводить допрос любого лица, предположительно совершившего преступные деяния;
- запрашивать информацию и доказательства у любого лица в связи с преступными деяниями;
проводить проверку бухгалтерских записей, записей и других документов в связи с преступными деяниями; - проведение обысков и осмотров в местах, где предположительно находятся доказательства, бухгалтерские записи, протоколы и другие документы, имеющие отношение к преступным деяниям;
- конфисковывать контрафактные материалы и товары, используемые в качестве доказательств при расследовании уголовных преступлений;
запрашивать заключения экспертов при осуществлении своих обязанностей по расследованию уголовных преступлений; - запросить помощь у соответствующих учреждений для ареста, задержания, объявления в розыск и предотвращения совершения преступником преступного деяния; а также
- прекратить расследование, если нет достаточных доказательств для признания виновным в совершении преступных деяний в сфере товарных знаков
Служба национальной безопасности и правопорядка (PPNS) обязана уведомить прокурора о начале расследования, направив копию следователям Национальной полиции. Результаты расследования, проведённого PPNS, направляются прокурору через следователей Национальной полиции.
Комментарий: Служба PPNS была создана в марте 2011 года в дополнение к подразделениям полиции в обеспечении правопорядка. Однако ей не хватает ресурсов для эффективного осуществления мер по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией. Общее количество рейдов, проводимых PPNS в год, составляет около тридцати (30) случаев. Рейды по правам интеллектуальной собственности в Индонезии, как правило, обходятся дороже, чем в других странах Юго-Восточной Азии. Это связано с длительным процессом, требующим многочисленных опросов свидетелей, а также официальных консультаций и заявлений от Ведомства по правам интеллектуальной собственности о нарушении. В случае рейдов владельцам прав интеллектуальной собственности иногда удавалось достичь соглашений, которые могут включать в себя следующее:
- уничтожение контрафактных товаров
- подписанные обязательства от нарушителя
- публичное извинение со стороны нарушителя (расходы несет нарушитель, если это возможно); и
- убытки
Сообщалось о проблемах, связанных с уничтожением контрафактной или предположительно контрафактной продукции, поскольку контрафактные и пиратские товары часто не уничтожаются правоохранительными органами и возвращаются на рынок. В других случаях процедуры уничтожения занимают слишком много времени или могут быть неоправданно дорогими для владельцев прав интеллектуальной собственности .
Ежегодно проводится несколько десятков рейдов по выявлению правонарушений. Поэтому, несмотря на трудности, проведение рейда может оказаться эффективным способом положить конец конкретному нарушению.
3.3.2.2 Уголовное преследование преступлений, связанных с товарными знаками
Уголовно-процессуальный кодекс определяет обязанности следователя, которые включают в себя:
- подготовка отчета о реализации мер, предусмотренных статьей
- следователь передает материалы дела прокурору
Передача материалов уголовного дела может проходить в несколько этапов. На первом этапе следователь направляет материалы уголовного дела прокурору. Если прокурор считает их полными, следователь передаёт подозреваемого и доказательства прокурору для передачи дела в суд. В некоторых случаях материалы уголовного дела неполные и возвращаются для дополнительного расследования. После завершения процесса они возвращаются прокурору для решения вопроса о соответствии материалов уголовно-процессуальным нормам для передачи в суд.
Уголовное производство по делам о нарушении прав на товарный знак описано в Приложении 1А к настоящей Главе.
3.3.2.3 Уголовное наказание за нарушение прав на товарный знак
Судья по уголовным делам может назначить следующие наказания. На практике в большинстве случаев судьи могут назначать более мягкие наказания.
- в соответствии со статьей 100 (1) любое лицо, которое незаконно использует товарные знаки, идентичные (сходные во всей своей полноте) зарегистрированным товарным знакам других лиц для товаров того же рода, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до пяти лет и/или штрафа в размере до 2 000 000 000 рупий
- в соответствии со статьей 100 (2) любое лицо, которое незаконно использует товарные знаки, схожие по характеру (в принципе) с зарегистрированными товарными знаками других лиц для товаров того же рода, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до четырех лет и/или штрафа в размере до 2 000 000 000 рупий
- Согласно статье 100(3), нарушитель, согласно статье 100(1) и (2), чьи товары могут представлять угрозу здоровью человека, окружающей среде и/или стать причиной смерти людей, должен быть приговорен к тюремному заключению на срок до десяти лет и/или штрафу в размере до 5 000 000 000 рупий.
- Согласно статье 102, любое лицо, торгующее товарами, которые, как известно или есть основания полагать, являются контрафактными, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года или штрафа в размере до 200 000 000 рупий.
Комментарий: Законы Индонезии об интеллектуальной собственности предусматривают существенные максимальные штрафы и тюремное заключение. Однако на практике за преступления в сфере интеллектуальной собственности назначаются лишь незначительные штрафы , и по-прежнему отсутствует единообразие в вынесении приговоров за эти преступления. Это обычно считается препятствием для создания эффективной сдерживающей среды. На практике лишь несколько дел ежегодно доходят до этой стадии.
3.3.2.4 Защита от нарушения прав на товарный знак
Закон Индонезии о товарных знаках не содержит конкретных мер защиты. Наиболее близкой к такой мере является статья 102, согласно которой при торговле контрафактными товарами прокурор должен доказать, что торговец знал или обоснованно подозревал, что товар является контрафактным.
3.3.3 Уголовные деяния, определенные в Законе об авторском праве
Уголовные преступления, связанные с нарушением авторских или смежных прав, предусмотрены статьями 112–120 Закона об авторском праве. Они подразделяются на различные категории правонарушений.
3.3.3.1 Информация об управлении правами и технологический обход
Статья 112 содержит два незаконных деяния в отношении информации об управлении правами и мер технического обхода в коммерческих целях:
- незаконное удаление, изменение или повреждение информации об управлении авторскими правами и электронной информации об авторских правах (определенной в статье 7(3)), принадлежащей Автору и/или
- повреждение, уничтожение, устранение или выведение из строя технических средств защиты (определенных в статье 52), используемых в качестве гарантии для произведений или продуктов смежных прав
3.3.3.2 Нарушение экономических прав
Закон об авторском праве устанавливает различные уголовные преступления, связанные с каждым из видов имущественных прав. Статья 113 (1) устанавливает одно уголовное преступление, связанное с имущественными правами автора или правообладателя:
- право на аренду.
Статья 113 (2) устанавливает четыре уголовных преступления, связанных с экономическими правами автора или правообладателя:
- перевод
- адаптация, упорядочивание или трансформация
- производительность
- коммуникация
Статья 113 (3) устанавливает четыре уголовных преступления, связанных с экономическими правами автора или правообладателя:
- публикация
- воспроизводство
- распределение
- публикация
Статья 113 (4) определяет тяжкое преступление, связанное с умышленным пиратством.
3.3.3.3 Ответственность арендодателя – продажа товаров, нарушающих авторские права, на территории арендодателя</strong>
Статья 114 предусматривает уголовную ответственность за управление коммерческими помещениями, если владелец намеренно и сознательно допускает продажу и/или тиражирование товаров, что приводит к нарушению авторских и/или смежных прав в помещениях, которыми он управляет (как указано в статье 10).
3.3.3.4 Нарушение прав на рекламу/рекламу
Статья 115 предусматривает, что в случаях, когда лица изображены в рекламных/рекламных изображениях (как указано в статье 12), коммерческое использование, воспроизведение, публикация, распространение или сообщение прав на их изображение в целях рекламы или публикации в электронных и неэлектронных средствах массовой информации является правонарушением.
3.3.3.5 Нарушение прав исполнителей
Статья 116 устанавливает уголовные преступления, связанные с имущественными правами исполнителей для коммерческого использования:
- Статья 116 (1) запрещает несанкционированную сдачу в прокат публике записей выступлений [(определено в статье 23(2)(e)}
- Статья 116 (2) запрещает несанкционированную трансляцию или сообщение исполнений, запись незаписанных исполнений или предоставление записи исполнений публике [определено в статье 23(2) (a) (b) и (f)]
- Статья 116 (3) запрещает несанкционированное воспроизведение или запись исполнений [определенных в статье 23(2) (c) и (d)]
- Статья 116(4) предусматривает тяжкое преступление, связанное с преднамеренным пиратством.
3.3.3.6 Нарушение прав производителей фонограмм/звукозаписей
Статья 117 устанавливает уголовные правонарушения, связанные с имущественными правами производителей фонограмм/фонограмм для коммерческого использования.
- Статья 117 (1) запрещает несанкционированную аренду фонограмм [определенных в статье 24(2)(c)]
- Статья 117 (2) запрещает несанкционированное воспроизведение, распространение и предоставление по проводам или беспроводной связи публике [определено в статье 24(2) (a) (b) и (d)]
- Статья 117(3) предусматривает тяжкое преступление, связанное с преднамеренным пиратством.
3.3.3.7 Нарушение прав на вещание
В статье 118 перечислены уголовные преступления, связанные с экономическими правами вещателей.
- Статья 118 (1) запрещает несанкционированную ретрансляцию, сообщение, фиксацию или воспроизведение передачи [определенной в статье 25(2) (a) (b) (c) и (d)]
- Статья 118 (2) предусматривает тяжкое преступление, связанное с преднамеренным пиратством.
3.3.3.8 Правонарушения, связанные с организациями коллективного управления (ОКУ)
Согласно статье 119 любая нелицензированная CMO [(определено в статье 88 (3)], пытающаяся собирать роялти, совершает правонарушение.
Комментарий: Преступления в области авторского права классифицируются по характеру нарушенного произведения и типу правообладателя. Право собственности распространяется на права правообладателей и авторов, а также вещателей, исполнителей и производителей звукозаписи. Для известных лиц существует ограниченное право на публичность.
3.3.4 Уголовное судопроизводство по преступлениям в области авторского права
Статья 120 гласит, что уголовные преступления, предусмотренные статьями 112–119, являются правонарушениями, подлежащими рассмотрению по жалобе. Владельцы авторских прав обязаны подать жалобу до принятия каких-либо мер по борьбе с нарушением.
Уголовные дела, связанные с нарушением авторских прав, могут быть поданы в полицию или Государственную службу государственной статистики (PPNS) (по выбору владельца интеллектуальной собственности). Владельцы авторских прав обязаны использовать альтернативные механизмы разрешения споров, такие как медиация, переговоры и примирительная процедура. Они могут перейти к стадии судебного преследования только в том случае, если альтернативные механизмы разрешения споров не дали результата.
Комментарий: До 2012 года полиция могла расследовать преступления, связанные с авторским правом, автоматически. Изменённый Закон об авторском праве изменил это положение, чтобы развеять опасения, что неопределённые случаи могут привести к расследованиям со стороны полиции без поддержки правообладателя.
3.3.5 Полиция и PPNS
Статья 1 (1) и статья 6 Уголовно-процессуального кодекса определяют следователя как должностное лицо Национальной полиции или ППНС, которому законом предоставлены специальные полномочия по проведению расследования.
Статья 110 Закона об авторском праве наделяет следователей Национальной полиции и/или Национальной службы национальной безопасности полномочиями расследовать уголовные преступления, связанные с нарушением авторских прав. Следователи имеют право:
- проверка точности сообщений или информации в отношении уголовных преступлений
- проверка лиц или юридических лиц, предположительно совершающих уголовные преступления
- сбор информации и доказательств от физических и юридических лиц в связи с уголовными преступлениями;
проверка книг, записей и других документов, относящихся к уголовным преступлениям. - обыск и осмотр помещений, в которых предположительно находятся доказательства, бухгалтерские записи, записи и другие документы, имеющие отношение к уголовным преступлениям
- Изъятие и (или) прекращение оборота с разрешения суда материалов и товаров, полученных в результате совершения правонарушений, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу в области авторского права и смежных прав в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом
- запрашивать показания экспертов при выполнении задач по расследованию уголовных дел.
- обращение за помощью в соответствующие учреждения для ареста, задержания, установления розыска, предотвращения и сдерживания лиц, совершающих уголовные преступления; а также
- прекращение расследования в случае отсутствия достаточных доказательств преступной деятельности
Служба национальной безопасности и правопорядка (PPNS) обязана уведомить прокурора о начале расследования, направив копию следователям Национальной полиции. Результаты расследования, проведённого PPNS, направляются прокурору через следователей Национальной полиции.
Примечание: статья 95(4) требует проведения медиации до возбуждения уголовного дела о нарушении авторских прав, за исключением случаев пиратства.
3.3.6 Уголовное преследование преступлений, связанных с авторским правом
Уголовное преследование за нарушение авторских прав такое же, как и за товарные знаки — см. раздел 3.3.1.2 выше.
*Уголовно-процессуальное правонарушение по факту нарушения авторских прав описано в Приложении 1Б к настоящей Главе.
3.3.7 Уголовное наказание за нарушение авторских прав
Судья по уголовным делам может назначить следующие наказания. На практике в большинстве случаев судьи могут назначать более мягкие наказания.
- Статья 112: Любое лицо, которое незаконно удаляет информацию об управлении авторскими правами и/или совершает нарушения, связанные с технологическим обходом, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет и/или штрафа в размере до 300 000 000 рупий.
- Экономические правонарушения, предусмотренные статьей 113, различаются в зависимости от вида правонарушения:
- Правонарушения, связанные с арендой, в статье 113 (1): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года и/или штрафа в размере до 100 000 000 рупий.
- Правонарушения, связанные с переводом, адаптацией, аранжировкой или преобразованием, исполнением или сообщением, предусмотренные статьей 113 (2): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до трех лет и/или штрафа в размере до 500 000 000 рупий.
- Правонарушения, связанные с публикацией, воспроизведением, распространением или обнародованием, указанные в статье 113 (3): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до четырех лет и/или штрафа в размере до 1 000 000 000 рупий.
- Преступления, связанные с пиратством, в статье 113 (4): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до десяти лет и/или штрафа в размере до 4 000 000 000 рупий.
- Статья 114 о правонарушениях арендодателя: лицо подлежит наказанию в виде штрафа в размере до 100 000 000 рупий.
- Статья 115. Нарушения прав на рекламу/рекламу: лицо подлежит наказанию в виде штрафа в размере до 500 000 000 рупий.
- Статья 116. Нарушения прав исполнителей различаются в зависимости от вида правонарушения:
- Правонарушения, связанные с арендой, в статье 116 (1): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года и/или штрафа в размере до 100 000 000 рупий.
- Трансляция или сообщение, а также запись или предоставление правонарушений, указанных в статье 116 (2): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до трех лет и/или штрафа в размере до 500 000 000 рупий.
- Правонарушения, связанные с несанкционированным воспроизведением или фиксацией, указанные в статье 116 (3): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до четырех лет и/или штрафа в размере до 1 000 000 000 рупий.
- Преступления, связанные с пиратством, в статье 116 (4): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до десяти лет и/или штрафа в размере до 4 000 000 000 рупий.
- Статья 117. Правонарушения, связанные с правами на звукозапись, различаются в зависимости от типа правонарушения:
- Правонарушения, связанные с арендой, в статье 117 (1): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года и/или штрафа в размере до 100 000 000 рупий.
- Несанкционированное воспроизведение, распространение и предоставление информации является правонарушением, предусмотренным статьей 117 (2): лицо наказывается лишением свободы на срок до четырех лет и/или штрафом в размере до 1 000 000 000 рупий.
- Пиратские преступления, предусмотренные статьей 117 (3): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до десяти лет и/или штрафа в размере до 4 000 000 000 рупий.
- Статья 118. Правонарушения, связанные с вещанием, различаются в зависимости от типа правонарушения:
- Несанкционированные правонарушения, связанные с ретрансляцией, сообщением, фиксацией или воспроизведением, предусмотренные статьей 118 (1): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до четырех лет и/или штрафа в размере до 1 000 000 000 рупий.
- Преступления, связанные с пиратством, в статье 118 (2): лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до десяти лет и/или штрафу в размере до 4 000 000 000 рупий.
- Статья 119 о преступлениях, связанных с КМО: лицо наказывается лишением свободы на срок до четырех лет и/или штрафом в размере до 1 000 000 000 рупий.
3.3.8 Защита/исключения: действия, не считающиеся нарушением авторских прав Согласно статье 43, «действия», которые не считаются нарушением авторских прав, включают:
- публикация, распространение, сообщение и/или воспроизведение государственных символов и государственного гимна в соответствии с их оригинальным характером;
- публикация, распространение, сообщение и/или воспроизведение, осуществляемые правительством или от его имени при определенных обстоятельствах;
- заимствование фактических новостей, полностью или частично, из информационного агентства, вещательной компании, газеты или других подобных источников, при условии полной ссылки на источник;
- производство и распространение защищенного авторским правом контента посредством информационных технологий и средств связи для некоммерческого использования, которое либо приносит выгоду Автору, либо он не выражает возражений
- воспроизведение, публикация и/или распространение портретов президента, вице-президента, бывших президентов, бывших вице-президентов, национальных героев, руководителей государственных учреждений, руководителей министерств/внеминистерских государственных ведомств и/или глав регионов с учетом их достоинства и уместности
Комментарий: Законы Индонезии об интеллектуальной собственности предусматривают существенные максимальные штрафы и тюремное заключение. Однако на практике за преступления в сфере интеллектуальной собственности назначаются лишь незначительные штрафы , и по-прежнему отсутствует единообразие в вынесении приговоров за эти преступления. Это обычно считается препятствием для создания эффективной сдерживающей среды. На практике лишь несколько дел ежегодно доходят до этой стадии.
В отчете Комиссии ЕС по Индонезии сообщается, что в Индонезии нет специального подразделения по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности , обученного и оснащенного для борьбы с нарушениями авторских прав в Интернете, в частности, с пиратством в сфере незаконной записи видео и потокового вещания.
3.4 Гражданское правоприменение в области интеллектуальной собственности
В Индонезии действует трёхуровневая система гражданских судов: окружные суды первой инстанции (расположены в каждом городе/округе), Высокий суд апелляционной инстанции (расположен в каждой провинции) и Верховный суд (расположен в Джакарте). Гражданские споры в области интеллектуальной собственности , такие как товарные знаки и авторские права, находятся в юрисдикции коммерческих судов. Коммерческий суд, являющийся специальной палатой первой инстанции, рассматривает дела, связанные с банкротством, ликвидацией банков и правами интеллектуальной собственности .
В настоящее время в Индонезии действуют пять (5) коммерческих судов, юрисдикция которых в соответствии с Указом Президента № 97 от 1999 года распределена следующим образом:
- Центральная Джакарта, охватывающая специальный регион Джакарта, Западную Яву, Лампунг, Южную Суматеру, Западный Калимантан.
- Сурабая охватывает Восточную Яву, Южный Калимантан, Центральный Калимантан, Восточный Калимантан, Бали, Западную Нуса-Тенгару, Восточную Нуса-Тенгару.
- Семаранг охватывает Центральную Яву и особый регион Джокьякарта.
- Медан охватывает Северную Суматеру, Риау, Западную Суматеру, Бенгкулу, Джамби, особый регион Ачех.
- Макассар (fka Уджунг Панданг), охватывающий Южный Сулавеси, Юго-Восточный Сулавеси, Центральный Сулавеси, Северный Сулавеси, Малуку, Ириан Джая.
Иски о нарушении прав интеллектуальной собственности , поданные главному судье Коммерческого суда, рассматриваются в юрисдикции, где проживает или имеет место жительства ответчик, за исключением случаев, когда одна из сторон проживает за пределами Индонезии; в таких случаях иск подается главному судье Коммерческого суда Центральной Джакарты.
Комментарий: Большинство гражданских исков, связанных с правами интеллектуальной собственности, рассматривается Центральным коммерческим судом Джакарты, который ежегодно рассматривает около 50 дел по правам интеллектуальной собственности . Коммерческие суды Сурабаи и Медана рассматривают несколько дел каждый год. Однако значительная часть дел касается вопросов, связанных с регистрацией в Ведомстве по товарным знакам. Ежегодно рассматривается около 10 гражданских исков о нарушении прав интеллектуальной собственности. Дела, рассматриваемые коммерческими судами, в целом считаются удовлетворительными, особенно в Джакарте. Отсутствие своевременной публикации решений коммерческого суда является проблемой. Во многих случаях апелляции подаются в Верховный суд; там решения публикуются быстрее. Гражданские дела, связанные с правами интеллектуальной собственности, рассматриваются в Индонезии необычайно быстро, обычно в течение 3 месяцев. Поскольку гражданское судопроизводство обходится дороже, чем обращение в государственные органы за защитой прав интеллектуальной собственности , оно обычно целесообразно только в отношении крупных ответчиков.
3.4.1 Правила рассмотрения гражданских дел по товарным знакам и авторскому праву
Закон о товарных знаках и Закон об авторском праве устанавливают порядок подачи гражданского иска в коммерческий суд. Они охватывают такие вопросы, как порядок подачи иска, порядок рассмотрения дела, сроки, структуру решения и порядок апелляции.
Гражданско-процессуальный кодекс также применяется к делам, рассматриваемым в коммерческих судах. Законы о товарных знаках и авторском праве считаются «специальными законами» и имеют приоритет, но в случаях, когда они не регулируют какой-либо вопрос, применяются положения Гражданско-процессуального кодекса.
Таким образом, гражданские дела в Индонезии регулируются тремя группами правил:
- закон, в соответствии с которым возбуждено дело
- Закон о товарных знаках или Закон об авторском праве
- Правила суда, предусмотренные Гражданским процессуальным законом
- существуют постановления Верховного суда, которые охватывают некоторые подробные правила, касающиеся дел, связанных с товарными знаками и авторскими правами.
3.4.2 Нарушение прав на товарный знак
3.4.2.1 Нарушение прав на зарегистрированную торговую марку
Статья 83(1) предоставляет владельцу зарегистрированного товарного знака право подать иск в Коммерческий суд против любого лица, которое незаконно использует товарный знак, схожий или идентичный для схожих видов товаров и/или услуг, и потребовать:
- иск о возмещении ущерба; и/или
- прекращение всех действий, связанных с использованием товарного знака, включая производство, распространение и/или торговлю товарами и/или услугами, в которых используется указанный знак, без права на него.
4.2.2 Общеизвестное нарушение прав на товарный знак
В статье 83(2) предусмотрено специальное дополнительное право подачи иска к владельцу незарегистрированного общеизвестного товарного знака на основании решения суда.
3.4.3 Нарушение авторских прав
Споры по авторским правам могут быть поданы в арбитражный суд авторами, обладателями смежных прав, авторами и наследниками. Основаниями для рассмотрения гражданских дел по авторским правам являются:
- нарушение авторских и смежных прав
- случаи пиратства
- аннулирование авторских прав, перекодированных с помощью DGIP
- нарушения моральных прав
Обратите внимание, что дела также могут быть разрешены путем арбитража или альтернативного разрешения споров. В ходе рассмотрения всех дел обязательно должна быть предусмотрена возможность медиации.
Статья 96 Закона об авторском праве предоставляет правообладателю право требовать возмещения убытков в случае утраты имущественных прав автора, правообладателя и/или субъекта смежных прав.
3.4.4 Гражданско -правовые средства правовой защиты в делах о товарных знаках и авторских правах
В этом разделе рассматриваются конкретные средства правовой защиты в области интеллектуальной собственности , предусмотренные Соглашением ТРИПС. В рамки настоящего руководства по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности не входит рассмотрение всех видов гражданско-правовых процедур, которые могут быть использованы в делах, связанных с интеллектуальной собственностью .
3.4.5 Судебные запреты и предварительные судебные запреты
Закон о товарных знаках содержит два положения. Во-первых, согласно статье 83(1)(b), истец, являющийся владельцем товарного знака, может потребовать прекращения всех действий, нарушающих его права. Во-вторых, согласно статье 84, владелец товарного знака может добиваться судебного запрета для предотвращения дальнейших убытков, прекращения незаконного производства, распространения и/или торговли товарами и/или услугами, связанными с этим товарным знаком.
Закон об авторском праве содержит два положения. Во-первых, согласно статье 99 (3), правообладатель авторских и смежных прав может ходатайствовать о вынесении промежуточного судебного запрета с целью прекращения действий, нарушающих авторские права. Во-вторых, статья 106 предусматривает вынесение судебного запрета с целью предотвращения дальнейших убытков и запрета нарушающего авторские права действия.
Постановление Верховного суда № 5 от 2012 года о предварительных решениях устанавливает правила для предварительных запретов, и они были приняты в Закон об авторском праве в 2014 году и Закон о товарных знаках в 2016 году. Предоставляются подробные процедуры подачи запроса, представления доказательств права собственности на интеллектуальную собственность, сведений о нарушении, сведений о владельце интеллектуальной собственности . Дело назначается судье и должно быть рассмотрено в течение 4 дней (2 дня для главы коммерческого суда для назначения дела судье, 2 дня для назначенного судьи для вынесения решения). В этом разбирательстве сохраняется конфиденциальность до момента вынесения предварительного решения. Неисполнение предварительного решения может быть уголовным преступлением. После исполнения предварительного решения проводятся слушания inter partes, на которых собираются доказательства и заслушиваются показания, затем судья может либо утвердить предварительное решение, либо отменить его. Это должно быть сделано в течение 30 дней.
Комментарий: Хотя теоретически предварительные запреты и распоряжения о проведении обыска могут быть реализованы, на практике они сложны и, учитывая скорость рассмотрения дела, обычно могут не потребоваться. Сообщалось об одном случае, когда был вынесен предварительный запрет, но он был отклонен после апелляции.
3.4.6 Ущерб
И Закон о товарных знаках, и Закон об авторском праве содержат положения, дающие право выигравшим сторонам на возмещение убытков.
Закон о товарных знаках не содержит подробных правил расчета и выплаты убытков.
В Законе об авторском праве содержится несколько упоминаний о возмещении ущерба. Он определяет ущерб как экономический ущерб. Выплаты должны быть произведены в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда. В некоторых случаях они могут включать в себя доход, полученный в результате нарушения авторских прав.
Комментарий: Как Закон о товарных знаках, так и Закон об авторском праве предусматривают окончательное возмещение ущерба в виде возмещения убытков. Принципы расчета ущерба нечетко установлены, а результаты рассмотрения исков о возмещении ущерба неопределенны, при этом в расчетах разных судов наблюдаются некоторые расхождения. В некоторых случаях были присуждены крупные суммы возмещения, в то время как аналогичный уровень подготовки может привести к минимальной компенсации в другом случае. В гражданском процессе каждая сторона фактически несет собственные судебные издержки.
3.4.7 Другие средства правовой защиты
Это касается двух мер правовой защиты: одна из них — утилизация контрафактных товаров за пределами каналов сбыта, а другая — изъятие инструментов и материалов, используемых для создания контрафактных товаров.
Статья 84 (2) Закона о товарных знаках предусматривает, что судья может потребовать возврата контрафактных товаров или возмещения стоимости товаров.
В соответствии со статьей 99 (3) Закона об авторском праве владелец авторских прав может ходатайствовать о принятии решения об изъятии нарушающих авторские права произведений и инструментов для их создания.
3.4.8 Право на информацию
Речь идёт о судебных постановлениях, обязывающих нарушителя раскрыть личности третьих лиц, участвующих в производстве и распространении контрафактной продукции. В Законе о товарных знаках и Законе об авторском праве конкретных положений на этот счёт не существует.
3.4.9 Возмещение ущерба ответчику
Это касается защиты ответчиков от злоупотреблений со стороны чрезмерно агрессивных истцов.
Закон об авторском праве и Закон об авторском праве предусматривают право на возмещение ущерба и право требования в отношении предоставленного истцом залога в случае отмены промежуточного судебного запрета после слушания в рамках inter parte. Это регулируется статьей 109(5) Закона об авторском праве и статьей 97(5) Закона о товарных знаках.
3.4.10 Временные меры
Предварительные судебные запреты описаны в разделе 3.4.4 выше. Однако могут быть вынесены и другие предварительные распоряжения.
В соответствии со статьей 94 Закона о товарных знаках владелец товарного знака может ходатайствовать перед судьей Хозяйственного суда о вынесении предварительного решения:
- предотвращение предполагаемого импорта контрафактных товаров на рынок;
- изымать доказательства, имеющие отношение к нарушению прав на товарный знак;
- обеспечить безопасность и предотвратить потерю доказательств нарушителем; и/или
- запретить акт нарушения, чтобы предотвратить более серьезные убытки
В соответствии со статьей 106 Закона об авторском праве владелец авторского права может запросить предварительное решение
- предотвращение предполагаемого импорта на рынок товаров, нарушающих авторские права;
- изымать доказательства, имеющие отношение к нарушению авторских прав;
- обеспечить безопасность и предотвратить потерю доказательств нарушителем; и/или
- запретить акт нарушения, чтобы предотвратить более серьезные убытки
Постановление Верховного суда № 5 от 2012 года о предварительных решениях устанавливает правила для предварительных запретов, которые были включены в Закон об авторском праве в 2014 году и Закон о товарных знаках в 2016 году. В нем подробно описаны процедуры подачи заявления, предоставления доказательств права собственности на интеллектуальную собственность, сведений о нарушении и сведений о владельце интеллектуальной собственности . Дело назначается судье и должно быть рассмотрено в течение двух дней. До момента вынесения предварительного решения данное разбирательство является конфиденциальным. Неисполнение предварительного решения может быть уголовным преступлением. После вынесения предварительного решения проводятся слушания inter partes, на которых заслушиваются доказательства и свидетельские показания. После этого судья может либо утвердить предварительное решение, либо отменить его. Это должно быть сделано в течение 30 дней.
3.5 Нарушение прав на цифровую интеллектуальную собственность , товарные знаки и авторские права
Индонезия стремится перейти к цифровой экономике. Онлайн-торговля играет важнейшую роль в цифровой экономике. Онлайн-продажи стремительно развиваются . Поэтому нарушение прав интеллектуальной собственности в цифровой среде стало серьёзной проблемой для бизнеса. Это касается как продажи контрафактных товаров с торговыми марками (например, одежды, товаров для дома, продуктов питания и лекарств), так и пиратской продукции, защищённой авторским правом (например, музыки, программного обеспечения, фильмов).
В этом разделе описаны возможные нарушения, связанные с онлайн-торговцами, а также онлайн-посредниками, как на гражданском, так и на уголовном уровне. В настоящем руководстве термин «интернет-провайдер» используется для обозначения цифровых компаний, таких как платформы электронной коммерции, платформы социальных сетей и поставщики цифрового контента, предоставляющие произведения, защищенные авторским правом, и товары, защищенные торговыми марками. Данное руководство не распространяется на провайдеров интернет-доступа и другие интернет-компании.
Комментарий: Индонезия решила в основном регулировать нарушения прав в интернете вне рамок законов об интеллектуальной собственности . Два других закона предусматривают средства правовой защиты посредством дополнительных нормативных актов. Это привело к сложному дублированию правил. Ожидается появление новых нормативных актов, поэтому ситуация, вероятно, изменится в ближайшем будущем.
3.5.1 Нарушения прав на товарный знак
Закон о товарных знаках не содержит конкретных положений о нарушении прав на товарные знаки в сфере электронной коммерции. Дела о нарушении прав на товарные знаки в Интернете рассматриваются в соответствии с режимами, установленными Законом о торговле (Закон № 7 от 2014 года) и Законом об электронной информации и транзакциях (Закон № 11 от 2008 года). Оба этих закона регулируют онлайн-торговлю и нарушения прав посредством следующих мер:
- Циркуляр Министерства связи и информатики № 5 от 2016 года в соответствии с Законом о электронном налоге
- Постановление Министерства торговли № 80 от 2019 года в соответствии с Законом о торговле
Правительство Индонезии работает над новыми правилами, которые, как ожидается, объединят или более четко будут регулировать эти две разные системы.
Комментарий: В Индонезии отсутствует полноценный режим защиты товарных знаков для электронной коммерции. Отсутствует система судебных запретов для интернет-провайдеров. Чаще всего для управления системой удаления контента используется циркуляр № 5 от 2016 года, согласно которому владельцы интеллектуальной собственности могут направить уведомление интернет-провайдерам, а интернет-провайдеры обязаны устранить нарушения прав интеллектуальной собственности и управлять контентом в своих системах, в противном случае им грозят санкции. Этот подход достаточно эффективен в случае отдельных нарушений прав на товарные знаки. Однако он бесполезен в случае серьёзных нарушений, таких как повторные или крупномасштабные нарушения в интернете, споры с платформами или сбор данных о нарушителях. Есть надежда, что новые предлагаемые правительственные постановления улучшат правовой режим.
3.5.2 Нарушения авторских прав
Закон об авторском праве предусматривает узкое средство правовой защиты только для нарушений авторских прав в Интернете. Это система блокировки сайтов/контента «без вины» в соответствии со статьями 55–56 Закона об авторском праве. Она обеспечивает систему блокирования доступа к нарушающему авторские права интернет-контенту Министерством связи и информатики (KOMINFO). Кроме того, она регулируется Совместным постановлением Министерства юстиции и прав человека и Министерства связи и информатики № 14 от 2015 г. / № 26 от 2015 г. Жалобы должны быть поданы в Министерство юстиции и прав человека через DGIP . При наличии достаточных доказательств DGIP может рекомендовать KOMINFO заблокировать доступ к нарушающему авторские права контенту. В соответствии с рекомендациями DGIP , KOMINFO может заблокировать такой контент, который нарушает авторские права и/или смежные права в электронной системе, или сделать услуги электронной системы недоступными.
Кроме того, действуют режимы, установленные Законом о торговле и Законом о электронном доходе, которые регулируют интернет-торговлю и нарушения прав посредством следующего:
- Циркуляр Министерства связи и информатики № 5 от 2016 года в соответствии с Законом о электронном налоге
- Постановление Министерства торговли № 80 от 2019 года в соответствии с Законом о торговле
Правительство Индонезии работает над новыми правилами, которые, как ожидается, объединят или более четко урегулируют эти две различные системы и свяжут средства правовой защиты в рамках законодательства об авторском праве.
Комментарий: В Индонезии отсутствует полноценная система защиты авторских прав в сфере электронной коммерции. На практике правообладатели не используют системы, предусмотренные Законом о торговле или Законом о доступном электронном контенте (EIT), однако случаи широко распространенных нарушений авторских прав на фильмы и музыку привели к блокировке сайтов KOMINFO в соответствии с Совместным регламентом № 14 от 2015 года / № 26 от 2015 года. Хотя некоторые отрасли, связанные с авторским правом, поддерживают систему блокировки сайтов, установленную KOMINFO, существуют жалобы на её медлительность и громоздкость, а также на то, что нарушители в прошлом просто переходили на другой домен, а на следующий день открывали новый. Кроме того, отсутствует система судебных запретов для интернет-провайдеров.
3.6 Обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности таможенными органами на границе
В Индонезии созданы два механизма обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности таможенными органами на границе: судебный и ex officio (система регистрации и конфискации).
Система регистрации и ареста нарушений прав интеллектуальной собственности на границах является основной системой, которую предпочитают использовать владельцы прав интеллектуальной собственности . Постановление правительства № 20 от 2017 года регулирует импорт/экспорт товаров, полученных в результате нарушения прав интеллектуальной собственности . Оно вводит в действие Закон № 17 от 2006 года (вносящий поправки в Закон № 10 от 1995 года «О таможне»). Затем Министерство финансов приняло Постановление № 40 от 2018 года «О регистрации, задержании, гарантии, временном приостановлении, мониторинге и оценке для контроля импорта и экспорта товаров, предположительно нарушающих права интеллектуальной собственности» («Постановление»), устанавливающее процедуры таможенной регистрации и ареста для обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности на границе (только товарные знаки и авторские права) в Индонезии.
Комментарий: Система регистрации — это инструмент, который таможенные органы могут использовать для обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности в рамках механизма ex-offcio. Система включает в себя базу данных интеллектуальной собственности , в которой владельцы авторских прав и товарных знаков могут регистрировать свои права интеллектуальной собственности . Для этого им необходимо подать заявление и предоставить различные данные.
Для использования системы регистрации прав интеллектуальной собственности владельцам прав необходимо иметь зарегистрированное юридическое лицо в Индонезии. На практике эту систему могут использовать только крупные компании с местными дочерними предприятиями; даже в этом случае это может быть сложно, поскольку им потребуется сотрудник дочерней компании, отвечающий за права интеллектуальной собственности .
Помимо свидетельств о регистрации товарного знака или информации об авторских правах и информации о подлинных товарах, заявка должна включать юридические документы, касающиеся компании, информацию об уполномоченном импортере/экспортере и заявление об ответственности владельца интеллектуальной собственности .
Владелец интеллектуальной собственности также должен назначить эксперта, который может проверить подлинность продукции и разбирается в дистрибуции и маркировке такой продукции. После подачи заявления таможенная служба рассмотрит его и одобрит/отклонит в течение 30 дней. Запись действительна в течение одного года и может быть продлена.
3.6.1 Приостановка поставок товаров и распоряжение о приостановке поставок
Таможенные органы имеют право приостановить выпуск импортируемых или экспортируемых товаров, предположительно нарушающих авторские права и права на товарный знак. Таможенные органы уведомляют владельца/владельца прав интеллектуальной собственности о таком приостановлении. Владелец/владелец прав интеллектуальной собственности должен направить подтверждение своего решения, чтобы в течение двух дней обратиться в Коммерческий суд с заявлением о приостановке выпуска или иным правовым актом в отношении таможенных органов. Статья 10 Положения также предусматривает «запрет» на ввоз или экспорт товаров, предположительно нарушающих авторские права.
Владелец права интеллектуальной собственности или его доверенное лицо должны предоставить таможенной службе банковскую или страховую гарантию (в качестве гарантии покрытия эксплуатационных расходов) на сумму 100 млн индонезийских рупий (примерно 7200 долларов США), действительную в течение 60 дней. Заявление в коммерческий суд должно быть подано в юрисдикции порта, где был задержан товар.
3.6.2 Осмотр приостановленных товаров
После получения распоряжения о приостановке таможенная служба задержит товары на десять рабочих дней. Владелец/владелец интеллектуальной собственности и/или его представитель должны направить в таможенную службу запрос на график проведения проверки для проверки задержанных товаров, в которой примут участие все заинтересованные стороны, включая эксперта. Запрос должен быть подан не позднее, чем через два рабочих дня после получения таможенной службой распоряжения о задержании. Если требуется больше времени, владелец/владелец интеллектуальной собственности может обратиться в Коммерческий суд с ходатайством о продлении срока задержания на срок не более десяти рабочих дней.
3.6.3 Судебный иск/урегулирование
По истечении десяти рабочих дней срока задержания, если будет доказано, что товары нарушают права интеллектуальной собственности , и не будет достигнуто соглашение, владелец/обладатель интеллектуальной собственности может предпринять дальнейшие правовые действия, которые могут подразумевать гражданское или уголовное преследование либо мировое соглашение.
*Процесс регистрации товарных знаков и/или авторских прав описан в Приложении 2 к настоящей главе.
Комментарий: Пока что конфискаций было немного, поскольку система новая. Владельцам интеллектуальной собственности необходимо спланировать использование системы, чтобы избежать потенциальных сложностей, таких как банковские или страховые гарантии и необходимость подачи судебного иска после конфискации.
3.7 Административное обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности
В Индонезии не применяются административные меры. Нарушение прав на товарные знаки и авторские права влечет за собой уголовную или гражданскую ответственность.
3.8 Другие вопросы правоприменения
3.8.1 Альтернативное разрешение споров
Статья 93 Закона о товарных знаках допускает разрешение гражданских споров, связанных с нарушением прав на товарные знаки, путем арбитража или альтернативных методов разрешения споров. В Разъяснении к Закону о товарных знаках это определяется как переговоры, посредничество, примирительная процедура и другие средства, выбранные сторонами.
Статья 95 Закона об авторских правах допускает альтернативное разрешение споров, арбитраж или суд. Кроме того, если стороны находятся в Индонезии, допускается урегулирование споров путем медиации.
3.8.2 Предупреждающие письма и урегулирования
Многие споры, связанные с правами интеллектуальной собственности, разрешаются путём направления письма-предупреждения, и владелец прав интеллектуальной собственности и предполагаемый нарушитель урегулируют спор. Для достижения урегулирования можно использовать соглашения об урегулировании и обязательства.
Комментарий: Учитывая сложности правоприменения в Индонезии, широко используются методы самопомощи. Предупреждающие письма следует рассматривать как хороший вариант, особенно если нарушитель — законная компания. Их можно расширить до полноценных программ против крупномасштабных нарушений. Распространенной стратегией является ведение переговоров и урегулирование дел о нарушении прав интеллектуальной собственности юристами по интеллектуальной собственности .
4. Приложение 1А: Уголовно-процессуальный процесс в отношении товарных знаков в Индонезии
Этап 1
а. Правообладатель подает жалобу и ходатайство о возбуждении уголовного дела в полицию/PPN или пытается урегулировать спор альтернативным способом.
б. Полиция/PPN проведет расследование и примет решение о возбуждении уголовного дела в зависимости от доказательств.
Этап 2
а. После проведения рейда полиция/PPNS проводит расследование, чтобы собрать больше доказательств и решить, следует ли возбуждать уголовное дело.
Этап 3
а. Прокуратура для предъявления обвинительного заключения
б. Судебное разбирательство
в. Решение суда/приговор
5. Приложение 1B: Уголовное судопроизводство по авторским правам в Индонезии
Этап 1
а. Правообладатель подает жалобу в полицию/PPN и приступает к альтернативному разрешению спора.
б. Если альтернативное разрешение спора не удается, полиция/PPN проводит расследование и принимает решение о возбуждении уголовного дела в зависимости от имеющихся доказательств.
Этап 2
а. После проведения рейда полиция/PPNS проводит расследование, чтобы собрать больше доказательств и решить, следует ли возбуждать уголовное дело.
Этап 3
а. Прокуратура для предъявления обвинительного заключения
б. Судебное разбирательство
в. Решение суда/приговор
6. Приложение 2: Процесс таможенного оформления в Индонезии
Этап 1
a. Владелец интеллектуальной собственности должен подать заявление на регистрацию в таможенную службу.
b. Таможня рассматривает заявление.
i. Заявление может быть возвращено, если заполнено не полностью.
ii. Заявление может быть отклонено из-за несоответствия данных в заявлении.
iii. Заявление одобрено.
Этап 2
a. Если заявка одобрена
, i. Регистрация прав интеллектуальной собственности в системе таможенного учета.
ii. Таможня приостанавливает выпуск подозрительных товаров и уведомляет владельцев прав интеллектуальной собственности
. iii. Ответ владельца прав интеллектуальной собственности
. b. Если товары приостановлены,
i. Владелец прав интеллектуальной собственности может подать в суд ходатайство о вынесении постановления о приостановке.
ii. Таможня задержит товары на 10 рабочих дней.
iii. Владелец прав интеллектуальной собственности должен направить запрос в таможню о проведении экспертизы товаров
. iiii. Если после экспертизы будет подтверждено, что товары не нарушают авторские права, дальнейшие действия не предпринимаются.
Этап 3
а. Если после проверки будет подтверждено, что товар является контрафактным, i. Может быть достигнуто мировое соглашение ii. Владелец интеллектуальной собственности может подать в суд.
7. Приложение 3: Контактные данные органов по защите прав интеллектуальной собственности Индонезии
Генеральный директорат интеллектуальной собственности ( DGIP )
Адрес:
ул. HR Rasuna Said No.kav 8-9,
RT.16,
Kuningan,
Kuningan Tim.,
Kota Jakarta Selatan,
Daerah husus Ibukota Jakarta 12940
Тел.: (021)50810300
Главное управление таможни и акцизов
Адрес:
ул. Дженд. Объезд Ахмад-Яни,
RT.12/RW.5,
Равамангун,
Кеч. Пуло Гадунг,
Кота Джакарта Тимур,
Даэра Хусус Ибукота Джакарта 13230