Законопроект касается права личной собственности в Англии и Уэльсе. Он предусматривает, что что-то может быть способно привлекать права собственности, даже если не вписывается ни в одну из двух категорий личной собственности, которые традиционно признаются в соответствии с законодательством Англии и Уэльса.
Законопроект о собственности (цифровые активы и т.д.)
Информация, касающаяся законопроекта о собственности (цифровых активах и т. д.), который был внесен в Палату лордов 11 сентября 2024 года.
Применимо к Англии и Уэльсу
Документы
Подробности
Законопроект касается права личной собственности в Англии и Уэльсе. Он предусматривает, что что-то может быть способно привлекать права собственности, даже если не вписывается ни в одну из двух категорий личной собственности, которые традиционно признаются в соответствии с законодательством Англии и Уэльса. Эти категории: вещи во владении (как правило, материальные вещи) и вещи в иске (личная собственность, которая может быть востребована или принудительно взыскана только через судебный иск).
Законопроект вводит в действие рекомендации Комиссии по праву Англии и Уэльса. Комиссия рекомендовала законодательное подтверждение того, что вещь не будет лишена правового статуса объекта прав личной собственности только по причине того, что она не является ни вещью во владении, ни вещью в действии. Эта рекомендация отвечает на развитие новых типов активов, таких как криптотокены, которые бросают вызов традиционным категориям.
Обновления на этой странице
Последнее обновление: 13 мая 2025 г. показать все обновления

Законопроект о собственности (цифровых активах и т.д.): информационный листок
Обновлено 13 мая 2025 г.
Применимо к Англии и Уэльсу
Обзор
Этот короткий законопроект разъясняет, что определенные цифровые активы, такие как криптотокены, могут быть признаны собственностью, даже если они не вписываются в две традиционные категории движимого имущества, признанные законом. Законопроект распространяется на Англию и Уэльс, а также Северную Ирландию.
Это поможет обеспечить определенность и защиту для людей и предприятий, которые владеют этими активами и совершают с ними сделки.
Что делает законопроект?
Законопроект подтверждает, что определенные цифровые активы, такие как криптотокены, могут привлекать права собственности, даже если они не вписываются в две традиционные категории личной собственности, признанные законом (подробности см. в разделе «Контекст политики» ниже).
При этом законопроект отвечает на технологические разработки, чтобы люди и предприятия, использующие эти активы, имели надлежащую правовую защиту. Это принесет практические выгоды для этих людей и предприятий (подробнее см. ниже).
В этом законопроекте намеренно не указывается, какие цифровые активы попадают в какую-либо дополнительную категорию прав личной собственности или как закон будет их рассматривать. Вместо этого эти детали будут разработаны судами, которые могут рассматривать вопросы в каждом конкретном случае. Это предпочтительнее, чем устанавливать твердые правила в законодательстве, которое будет менее способно гибко реагировать на новые обстоятельства и технологические разработки. Право личной собственности всегда разрабатывалось судами через наше общее право, а не через законодательство. Законопроект поддерживает этот устоявшийся подход.
Каковы преимущества законопроекта?
Законопроект имеет ряд практических преимуществ, в том числе:
- Обеспечение того, чтобы криптотокены и потенциально некоторые другие цифровые активы могли быть надлежащим образом признаны законом в качестве личной собственности. Это помогает обеспечить определенность и защиту для людей и предприятий, которые владеют и совершают сделки с такими активами. Права собственности важны для достижения этого. Если личная собственность будет украдена, ее владелец будет иметь права и средства правовой защиты в соответствии с законом. Личная собственность также может быть частью имущества человека для целей наследования, быть доступной кредиторам в случае банкротства бизнеса или использоваться в качестве обеспечения по кредиту.
- Сокращение числа судебных разбирательств за счет устранения необходимости решать, может ли что-либо считаться собственностью, даже если оно не попадает под традиционные категории движимого имущества;
- Обеспечение того, чтобы юрисдикция английского, валлийского и североирландского права продолжала оставаться привлекательным местом для ведения дел и судебных разбирательств в отношении криптоактивов и других вещей «третьей категории».
Политический контекст и разработка законопроекта
Традиционно право личной собственности в Англии и Уэльсе (и в Северной Ирландии) делится на две категории:
- вещи, находящиеся во владении (как правило, материальные вещи, такие как золотые слитки), или
- вещи, находящиеся в процессе иска (движимое имущество, которое может быть истребовано или принудительно реализовано только в судебном порядке, например, долг или договорное право).
Определенные цифровые активы, в частности криптотокены, демонстрируют характеристики собственности в соответствии с общим правом. Например, технология, используемая для создания криптотокенов, означает, что они не могут быть продублированы или «использованы дважды», что отличает их от других данных. Однако они нелегко вписываются ни в одну из традиционных категорий личной собственности. Поскольку ими нельзя физически владеть, они не попадают в категорию вещей во владении. Однако они также не могут быть вещами в действии, поскольку их существование не зависит от их признания правовой системой и претензий, предъявляемых в отношении них.
Хотя в Высоком суде есть прецедентное право, которое установило, что определенные цифровые активы, в частности криптотокены, могут быть собственностью, даже если они не являются ни вещью во владении, ни вещью в действии, это не является окончательным для общего права. Остается сохраняющаяся неопределенность, вызванная комментариями в старом прецедентном праве, в которых говорилось, что две категории личного имущества являются исчерпывающими, и что не может быть «третьей категории».
В ответ на эту неопределенность Министерство юстиции поручило Юридической комиссии Англии и Уэльса рассмотреть этот вопрос. Юридическая комиссия провела обширные консультации по вопросу о том, считает ли закон криптотокены и потенциально некоторые другие цифровые активы собственностью или должен ли он ее считать. Юридическая комиссия пришла к выводу, что криптотокены и потенциально другие типы цифровых активов обладают характеристиками собственности, и рекомендовала законодательство, подтверждающее, что такие активы могут привлекать права собственности, несмотря на то, что они не подпадают под традиционно признанные категории личного имущества.
Большинство опрошенных Правовой комиссией, включая старших и специализированных судей, юристов и технологические компании, поддержали законодательство в этой области на том основании, что оно будет способствовать дальнейшему развитию права в этой области.
После этой консультации Комиссия по праву опубликовала этот законопроект в виде проекта, который подтверждает, что вещь может привлекать права собственности, даже если она не является вещью во владении или вещью в действии. Законопроект является средством «разблокировки» развития общего права. Он подтверждает подход, принятый в недавних решениях Высокого суда [сноска 1] .
Существует множество различных видов цифровых активов с различными характеристиками, включая криптотокены, невзаимозаменяемые токены, виртуальные углеродные кредиты, цифровые файлы и доменные имена. Тесты общего права на собственность будут применяться судами к каждому конкретному цифровому активу. Это означает, что только вещи с необходимыми характеристиками собственности будут признаваться как привлекающие права собственности. Правовая комиссия определила криптотокены как основной тип цифрового актива, который, скорее всего, попадет в третью категорию.
Прохождение законопроекта через парламент на сегодняшний день и его обновление по территориальному охвату
Законопроект уже принят Палатой лордов с двумя поправками с момента внесения. Это:
- Распространение территориальной сферы действия законопроекта на Северную Ирландию и;
- Поправка к полному названию законопроекта о собственности (цифровых активах и т. д.) с целью приведения формулировки полного названия в соответствие с резолютивной частью.
Ассамблея Северной Ирландии приняла законодательное согласие 18 марта, дав парламенту Великобритании формальное согласие на принятие закона. Таким образом, сфера действия законопроекта была изменена, чтобы включить Северную Ирландию. Правительство Шотландии провело отдельные консультации по вопросу признания криптотокенов собственностью в соответствии с шотландским законодательством.
- Например, D’Aloia против Persons Unknown [2024] EWHC 2342 (Ch) и AA против Persons Unknown [2019] EWHC 3556. ↩

WikiVisa — ВикиВиза — VikiVisa